Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Законодательство о закупках должно соответствовать реальности

Убрать из законодательства рудиментарные нормы, отказаться в ряде случаев от необходимости публикации НМЦК, отдать приоритет критериям опыта и квалификации исполнителя – эти и другие предложения начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров высказал в ходе круглого стола «Государственные закупки и нецелевое расходование бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ», который прошел на днях в Госдуме.

«Мы живем в плену стереотипов относительно норм законодательства о закупках, которые тянутся еще из 305-го указа президента, подписанного в 1997 году, - напомнил Тихомиров. – В текущем законодательстве нужно пересмотреть некоторые подходы и устранить рудиментарные нормы».

Например, эксперт предложил отказаться от цели «предотвращение коррупции и других злоупотреблений», записанных в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. «Это задача правоохранительных и контрольных органов, - считает Тихомиров. – Цель закупщиков – своевременно и качественно обеспечить потребности заказчиков в товарах, работах, услугах, которые соответствовали бы техническим требованиям и обеспечивали бы лучшее соотношение цены и качества».

Предотвращение коррупции не может являться целью процедурного закона, уверен эксперт. Да и сам 305-й указ, упомянутый выше, был выпущен в целях обеспечения эффективного расходования средств, а также «пресечения злоупотреблений государственных служащих своим служебным положением», что не имеет отношения к понятию коррупции.

Также Тихомиров предложил рассмотреть возможность отказа от необходимости публикации НМЦК в ряде случаев. Например, при насыщенном рынке, где высокая конкуренция на торгах сама определит цену, или при закупке уникальных технологий или оборудования в условиях узкого рынка, где у заказчика нет возможности точно рассчитать НМЦК. В ЕС и в законодательстве других стран нет обязанности публиковать НМЦК, напомнил он.

Еще одно предложение касалось возможности установления требований о наличии у участника минимально необходимого опыта, квалификации, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. «В любой сделке стороны должны проявлять осмотрительность, – сказал Тихомиров. – Субъекты рынка смотрят на будущего контрагента прежде всего с точки зрения оценки рисков не получить от другой стороны то, на что они рассчитывают. Однако 44-ФЗ и 223-ФЗ рушат эту парадигму».

Во всем мире основным критерием оценки риска неисполнения контракта является наличие у контрагента опыта исполнения работ, инструментов и квалификации, отметил Тихомиров. «Сначала допускают по критериям «опыт и квалификация», а затем уже прошедших этот этап оценивают по минимальной цене и качеству. ФАС России же считает установление требования к участнику о наличии опыта нарушением законодательства», - подчеркнул он.

Помимо этого, эксперт предложил предусмотреть в законодательстве о закупках новый вид обеспечения исполнения контракта: гарантийные суммы удержания из платежей по контрактам в тех же размерах, что и обеспечение. Это, по его мнению, снизит финансовую нагрузку на участников и сделает более легким для заказчика удержание средств с гарантийных сумм по соответствующим основаниям.

В части функций контроля в закупках по 223-ФЗ Тихомиров предложил передать рассмотрение жалоб участников в корпоративный сектор. «ФАС России рассматривает огромное количество жалоб, но рассмотрение жалоб – это не самоцель контроля. Главное – это выявление причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях их устранения», - считает Тихомиров. По его мнению, передача функции рассмотрения жалоб на уровень заказчиков позволит снизить нагрузку на ФАС России и освободит время на анализ причин и подготовку предложений. При этом жалобы должны рассматриваться по существующим правилам: регистрация в СЭД, приостановка закупки, публикация результатов рассмотрения на сайте, а ФАС России будет надзорным и апелляционным органом.

Читайте также:

09.04.2019 - Необходимо выработать качественные критерии оценки поставщика на этапе его выбора

Темы статьи

Читайте также

Необходимо выработать качественные критерии оценки поставщика на этапе его выбора

Необходимо выработать качественные критерии оценки поставщика на этапе его выбора

«Чтобы добиться лучших результатов, в любой работе нужна мотивация. Такой мотивацией качественного исполнения обязательств для поставщиков служит своевременное получение оплаты по заключенным и выполненным госконтрактам и договорам, - заявил начальник управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павел Тихомиров на форуме «Госзаказ 2019». - Однако участие в процедурах закупок основано на несколько другой мотивации - получении заказов в надежде извлечения прибыли как основной цели коммерческой деятельности».