Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Введение акциза на сладкие безалкогольные напитки может снизить налоговые сборы

Введение дополнительного налогового сбора на сладкие БАН (безалкогольные напитки) может привести к сокращению численности занятых на 19,8 тысяч человек и недополученным налогам в 50,5 млрд рублей. Ситуацию в отрасли напитков эксперт Аналитического центра Андрей Чукарин обсудил с корреспондентом телеканала Москва-24.

По словам Чукарина, описанный им сценарий может быть реализован, если введение акциза произойдет за счет повышения розничной цены и цены производителей на 7-25,5% в период с 2022 по 2024 годы. «Данные, полученные в результате исследования, говорят о том, что, поскольку вклад безалкогольных напитков в потребление сахара россиянами незначителен (менее 2%), эта мера не приведет к каким-либо позитивным эффектам с точки зрения продвижения показателей ЗОЖ национальных проектов», - отметил эксперт.

Он добавил, что на фоне сокращения потребления БАН в большинстве проанализированных стран мира уровень заболеваемости в целом не изменился или даже повысился. «В ряде стран мира введение налога на БАН способствовало росту потребления прочих товаров с высоким содержанием калорий, жиров или натрия при сохранении привычной калорийности питания», - уточнил Чукарин.

Эксперт рассказал, что в Дании, Ирландии и Финляндии позитивный эффект подобного налога не был доказан и его отменили. В июне 2021 года объявлено об отмене акциза в Норвегии. 

В целом, отметил Чукарин, россияне потребляют в разы меньше сладких напитков, чем европейцы или американцы. Это связано как с менталитетом и культурой питания, так и с усиливающимися трендами на ЗОЖ и контроль за потреблением калорий. Кроме того, в России применяется значительная часть альтернативных инструментов для сокращения объемов потребления свободных сахаров из сахаросодержащих БАН. Например, принята стратегия ЗОЖ, производители напитков приняли ряд добровольных обязательств по изменению рецептуры продукции, снижению размера упаковки, ограничению рекламы продукции в СМИ.

Эксперты
Темы статьи
Источник