Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

В ближайшие годы темпы роста VR-рынка в России составят 31%

Россия входит в десятку быстрорастущих VR-рынков мира, однако существуют барьеры для масштабирования инновационных решений. На конференции, организованной Аналитическим центром, эксперты обсудили, как государство может поддержать развитие VR-технологий в России.

Эксперт АЦ Валерия Сырцева рассказала, что рынок VR-технологий вносит заметный вклад в развитие мировой экономики. По расчетам PwC, в 2024 году технологии VR/AR (виртуальной и дополненной реальности) принесут мировому ВВП дополнительно более 350 млрд долларов, а также создадут почти 6 млн рабочих мест. Россия занимается активной поддержкой VR/AR индустрии с прошлого года. Уже было проведено несколько конкурсов, по итогам которых 653 млн рублей из госбюджета было направлено на развитие VR/AR проектов.

«У России достаточно высокие прогнозные среднегодовые темпы роста VR-рынка - 31%. Это чуть ниже, чем у Китая (36%), который является одним из лидеров в цифровой экономике и VR-технологиях», - сказала Сырцева. Согласно дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии VR/AR, объем бюджетных средств, необходимых для развития технологий в России, до 2025 года может составить 28,2 млрд рублей. В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» государство поддерживает «сквозные» цифровые технологии за счет льготного кредитования, лизинговых сделок, льготных займов, грантов, поддержки МСП.

Однако массового распространения технологии VR в нашей стране пока не получили. Участники конференции отметили большой потенциал их использования в промышленности, образовании, медицине, туризме и военной сфере. Это могут быть проекты как для бизнеса, так и для потребителей. Например, весьма перспективным для VR является рынок образования.

По мнению члена общественного совета при Минэкономразвития Максима Черешнева, важно сделать технологии VR доступнее для населения. «Стартапам и VR-проектам нужны потребители, а сегодня для большинства людей цена на VR-очки слишком высокая», - пояснил эксперт, добавив, что помимо этого требуется высококачественный интернет и увеличение производственных мощностей у бизнеса.

Технологии VR/AR внедряют преимущественно крупные корпорации, торговые сети либо телеком-операторы. В промышленности они применяются для обучения сотрудников предприятий: отработка навыков происходит не на реальном оборудовании, а в учебных классах с помощью шлемов виртуальной реальности, что помогает значительно снизить вероятность аварий и несчастных случаев. «VR позволяет предотвратить риски, связанные с высокой стоимостью ошибок, совершенных на этапе проектирования, с невозможностью быстро посмотреть различные конфигурации и оценить эргономику», - рассказал генеральный директор VR Concept Денис Захаркин. Он назвал промышленный VR наиболее перспективным рынком.

Руководитель отдела развития и инноваций VARWIN Виталий Степанов считает, что доступность VR-оборудования без соответствующего контента принципиально не изменит ситуацию. «Даже если мы раздадим всем VR-шлемы, без контента они не нужны. А капитализация этого контента будет происходить тогда, когда он будет стандартизирован и у нас будет возможность использовать его повторно», - заявил он. Сейчас, по словам эксперта, VR-программы – это дорогостоящие проекты, которые нельзя редактировать и менять под новые задачи. Для масштабирования технологии нужно разработать стандарты редактируемого VR-проекта, что позволит бизнесу сэкономить время и деньги, увеличит охват учеников, сделает процесс обучения более безопасным, а доступ к практическим знаниям – неограниченным. Параллельно с этим нужно формировать регуляторную среду и прозрачное правовое поле, считает эксперт.

По прогнозным оценкам Аналитического центра, к 2022 году российский рынок VR/AR-технологий составит от 9,2 до 18,7 млрд рублей.

Темы статьи
Контекст