По словам аналитиков, санкции приобретают самоподдерживающийся и расширяющийся характер в силу фрустрации от их неэффективности по достижению заявленных целей и конфликтов с интересами третьих сторон. Идет ускорение ломки прежнего режима глобального управления и сложное интеллектуальное соревнование по «дозированию» санкций и контрмер. Растет неопределенность для инвестиций и издержек ведения бизнеса в ТЭК.
Новый закон США предполагает существенное расширение ограничений для американских граждан и организаций по взаимодействию с российскими партнерами, в том числе в сфере ТЭК. Если ранее речь шла только о проектах с участием определенного круга компаний («Газпром», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сургутнефтегаз») в России, то теперь санкции должны были быть распространены на все проекты этих компаний. В качестве отдельной задачи американской политики упоминается противодействие строительству газопровода «Северный поток-2».
Однако эксперты отмечают, что закон оставляет шанс для привлечения американских технологий в Россию: из-под запрета выводятся проекты, в которых доля компаний под санкциями составляет менее 33%, в том числе проекты на территории России.
Российский нефтегазовый сектор уже три года существует в условиях санкций, реализуемых США, ЕС и другими странами. Многие совместные проекты с западными компаниями были остановлены, однако некоторые проекты продолжаются - на Сахалинском и Арктическом шельфе, в Западной Сибири и на Черном море.
Ситуация с разработкой арктических залежей является наиболее уязвимой, так как в России слабо развиты сервисные услуги по бурению и обслуживанию систем добычи, поэтому реализация арктических проектов пока невозможна без обращения к иностранным партнерам. Авторы приводят слова главы Минэнерго России Александра Новака о том, полная замена оборудования на российские аналоги возможна не ранее 2020 года. Даже с учетом этих проблем освоение Арктики не останавливается – на тех проектах, где это возможно. Кроме того, на фоне западных санкций расширилось взаимодействие со странами Азии, в том числе по использованию оборудования и дополнительному финансированию, пишут специалисты.
Таким образом, российским нефтегазовым компаниям в ряде случаев удалось адаптироваться к санкциям. Но фундаментальные уязвимости, в частности недостаток технологий разработки арктического шельфа, сохраняются. При низких ценах, избытке нефти на мировом рынке и росте собственной добычи эти проблемы не очень заметны, и новое ужесточение санкций в этом контексте не выглядит критической проблемой. Но оно показывает, что ожидать улучшения международной обстановки еще рано, и в ближайшие годы придется продолжать работу по адаптации к сложным условиям.
Подробнее – в бюллетене «Усиление антироссийских санкций и мировой ТЭК».
С другими энергетическими бюллетенями можно ознакомиться в разделе «Публикации».