Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Стартап как диплом или какое будущее ждет систему высшего образования России

В условиях развития технологического предпринимательства становится актуальным вопрос трансформации системы высшего образования. Как вузы внедряют новые механизмы в образовательные программы и какие барьеры встают на их пути? Ответить на эти вопросы участникам панельной дискуссии, организованной Аналитическим центром, предложила эксперт АЦ Инна Каракчиева.

Открывая обсуждение, она рассказала о тесной связи сбережения национального благосостоянии, технологического предпринимательства и необходимости трансформации высшего образования. «Скорость внедрения инновационных решений в экономику страны – ключевой тренд в развитии любого государства. Если мы говорим об инновационных решениях, то обойти вопрос развития технологического предпринимательства нам вряд ли удастся. Поскольку именно это направление определяет достижение ключевых задач, поставленных государством перед нашей страной», - рассказала Каракчиева. Она отметила, что одной из таких задач является вхождение России в пятерку мировых научно-технологических лидеров.  Достижение этой задачи, по мнению эксперта, возможно только через формирование среды для развития технологического предпринимательства.

Каракчиева подчеркнула, что между технологическим предпринимательством и сбережением национального благосостояния существует прямая связь. «Результат развития технологического предпринимательства – появление новых рабочих мест, новые возможностей для ведения своего дела, появление новых видов бизнеса. А это – поддержка занятости населения и его благосостояния», - пояснила Каракчиева. Но развитие технологического предпринимательства в стране невозможно без консолидации усилий вузовской сети, госкорпораций и частного бизнеса, добавила она. Таким образом, необходима связка между теми, кто дает на рынок труда ресурсы, и теми, кто определяет промышленную повестку современного развития государства.

Эксперты обсудили меры поддержки бизнес-проектов. Одной из них может стать механизм «Стартап как диплом». Условия для его внедрения в образовательную программу уже существуют – они заложены в нацпроектах «Наука», «Образование» и нацпрограмме «Цифровая экономика».

Участники обсуждения отметили, что система в целом готова к внедрению технологического предпринимательства, но требуется совершенно иной подход как к формированию образовательных модулей, так и к формам их реализации. Например, недостаток информации о том, что делается в других вузах для развития технологического предпринимательства, можно устранить путем формирования механизма информирования вузов и научных организаций о существующих возможностях. Кроме того, необходим регулятор или агрегатор, который позволит связать воедино все наработки и создать необходимую экосистему.

«Конечно, требуются определенные условия для межвузовского обмена лучшими практиками по технологическому предпринимательству. Для этого необходимо обновление и создание качественного образовательного контента, а также подготовка проектных команд, которые будут реализовывать эти ключевые направления», - добавила Каракчиева. По ее мнению, обновление системы высшего образование должно идти через практики защиты выпускных квалификационных работ по методу «Стратап как диплом», через развитие центров поддержки технологического предпринимательства и обновление систем вебинаров для преподавателей.

Эксперты
Темы статьи

Читайте также

Наука и образование должны обеспечить научно-технологический прорыв

Наука и образование должны обеспечить научно-технологический прорыв

«Именно в сферах науки и образования формируется научно-технологический потенциал страны, развиваются новые идеи, технологии для будущих отраслей, именно здесь ядро четвертой промышленной революции», - заявила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на пленарной сессии Всероссийского образовательно-кадрового форума «Траектория развития».