Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Станут ли электромобили российской реальностью?

Как развивается рынок электромобилей в России и мире? Какие факторы позитивно влияют на этот процесс и что сдерживает массовое распространение электрокаров в нашей стране? На эти вопросы в рамках онлайн-конференции аналитического агентства Автостат отвечали эксперты АЦ Григорий Микрюков и Никита Елизаров.

Как отметил Микрюков, если еще несколько лет назад идея перехода на электротранспорт вызывала сомнения, то сегодня использование электрокаров стало реальностью. По словам эксперта, доля электромобилей на мировом рынке стремительно растет и уже приближается к 9%. Лидером по количеству электромобилей в общем объеме продаж является Евросоюз, где по итогам первого полугодия 2021 года этот показатель уже достиг 16%. Одним из основных драйверов роста рынка в Европе эксперт назвал реализацию климатической политики, направленную на сокращение парниковых газов. «Использование ископаемого топлива вносит достаточно большой вклад в выбросы, а доля транспорта в выбросах СО2 в Европе достаточно велика», - пояснил Микрюков.

В России же большая часть выбросов связана с промышленностью, тогда как весь транспорт создает около 12% выбросов парниковых газов (по данным на 2019 год). «Но поскольку Россия включена в общий мировой процесс декарбонизации и ратифицировала Парижское соглашение, для нас цель по снижению выбросов в части транспорта также актуальна, - пояснил Микрюков. - И в этом смысле электротранспорт – один из инструментов, с помощью которого мы можем достигнуть цели». По его мнению, большой потенциал для перехода на электричество есть у общественного пассажирского и грузового транспорта.

Микрюков добавил, что в этом году появилось несколько документов, которые регламентируют дальнейшее развитие электротранспорта в нашей стране. Раньше, по его словам, целевые показатели по электрокарам присутствовали только в Стратегии развития автомобильной промышленности, при этом были там не основными. Теперь развитие экологически чистых видов транспорта заложено в ряде документов. Прежде всего, - это принятая в августе этого года Концепция развития электротранспорта на период до 2030 года, которая предполагает комплексное развитие электротранспорта в стране, включая инфраструктуру и автомобили на водородных топливных ячейках. Согласно Концепции, в 2030 году в России должно производится не менее 217 тыс. электромобилей. Кроме того, принята Концепция развития водородной энергетики, в которой акцент сделан на применении водородных энергоносителей в транспорте. Еще один важный документ - Энергетическая стратегия до 2035 года, которая регламентирует развитие транспорта на газомоторном топливе.

По словам эксперта, государство стремится сделать так, чтобы россияне ездили на отечественных электромобилях. Ещё одна задача - создать зарядную инфраструктуру. Для ее решения планируется привлекать частные средства.

Никита Елизаров перечислил факторы, мешающие развитию электротранспорта в России. Это высокая стоимость электромобилей относительно среднего уровня доходов населения, большие расстояния, неблагоприятные климатические условия, отсутствие в линейке отечественных электромобилей полной замены классическому седану или хэтчбеку, слаборазвитая зарядная инфраструктура и ценовое преимущество классических видов топлива.

Эксперт добавил, что в рамках Концепции предусмотрено три сценария развития электротранспорта в России. Инерционный сценарий предполагает, что в 2030 году парк электромобилей в нашей стране достигнет полумиллиона единиц. Сбалансированный – 1,4 млн единиц. Сценарий ускоренного развития – 3,2 млн единиц. «По нашим оценкам, показатели инерционного сценария (без активных действий) могут быть даже ниже - парк не превысит 350 тысяч единиц», - сообщил Елизаров.

Эксперты
Темы статьи
Контекст
Источник

Читайте также

Российскому бизнесу придется учитывать требования климатической повестки

Российскому бизнесу придется учитывать требования климатической повестки

Об экологической ответственности бизнеса на XVI Национальном Конгрессе «Модернизация промышленности России: приоритеты развития» рассказал начальник Департамента отраслей промышленности и экологии Аналитического центра Григорий Микрюков.