Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Система обращения с ТБО остается непрозрачной

«Реформа обращения с твердыми бытовыми отходами была запущена почти 2 года назад. В регионах появились региональные операторы, ответственные за соблюдение законодательства в этой сфере. Но насколько эффективно регоператоры справляются с поставленными задачами и как соблюдаются нормы конкурентной политики при работе операторов?», - ответить на эти вопросы участникам онлайн-конференции «Два года реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами: вопросы конкуренции» предложил руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок Аналитического центра Павел Тихомиров.

Он уточнил, что из 85 регионов страны 78 уже реализовали все меры перехода на новую систему обращения с ТБО. Однако ситуация остается непрозрачной: количество неконкурентных процедур превышает 50%.

Эксперт Аналитического центра Анастасия Голдина добавила, что региональный оператор выступает единственным заказчиком для компаний, занятых в сфере обращения с ТКО и, по сути, является локальным монополистом.

В федеральном законодательстве, по ее словам, предусмотрены нормы, ограничивающие рыночную власть регионального оператора. Например, статус регоператора присваивается не более чем на 10 лет, цена его услуг устанавливается в рамках единого тарифа, оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику отходов в зоне своей деятельности. Правда, они не всегда работают. Так, эксперты АЦ проанализировали 227 процедур в 80 регионах и обнаружили, что на ноябрь 2020 года конкуренция наблюдалась только в 15% процедур. В 62 регионах до участия во всех отборах региональных операторов была допущена только 1 заявка. Аналогичные данные показало и исследование прошлого года. «Наблюдается устойчиво низкий уровень конкуренции на отборах регоператоров», - отметила Голдина.

Причины низкой конкуренции при отборе региональных операторов эксперт видит в антиконкурентном поведении организаторов торгов, изменчивости «правил игры», а также неполном соответствии размера тарифа фактическим расходам региональных операторов.  

Антимонопольная служба фиксирует большое количество нарушений законодательства в сфере обращения с ТБО, подтвердила начальник отдела антимонопольного контроля Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Ирина Касаткина. Как правило, они связаны с неправильной трактовкой норм самими операторами, неправильными рекомендациями со стороны региональных властей либо со злоупотреблениями недобросовестных операторов. «Чаще всего региональные операторы не хотят пускать на рынок сторонних перевозчиков, предлагают невыгодные условия и огромные штрафы для подрядчиков, аргументируя это тем, что они хотят надежного партнера», - пояснила Касаткина.

Чтобы изменить ситуацию, ФАС России предлагает пересмотретьпринцип формирования начальной минимальной цены контракта для перевозчиков ТБО. Порядок ее формирования должен стать более понятным и прозрачным. Кроме того, по словам Касаткиной, необходимо скорректировать правила, по которым региональный оператор может лишиться своего статуса за нарушения.

Региональные операторы, участвовавшие в конференции, высказали мнение, что для них также необходимо предусмотреть защитные механизмы. В частности, жесткие контрактные условия для подрядчиков они связывают с необходимостью нести ответственность за сторонние транспортные компании. Также регоператоры обратили внимание на проблемы в местном законодательстве, недостаточное количество площадок для размещения отходов и низкие тарифы на вывоз ТБО, которые не позволяют бизнесу развиваться.

Эксперты
Темы статьи