Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Россия – один из лидеров по коммерческому производству игр

Россия является одним из лидеров по коммерческому производству видеоигр. Наиболее развитое направление отечественного GameDev — мобильные игры, которые уже стали довольно популярны по всему миру и ежегодно растут на 25%. Однако в настоящий момент индустрия в нашей стране сталкивается с рядом проблем, препятствующих дальнейшему росту. Как сделать индустрию GameDev России привлекательной для инвесторов и какие государственные меры поддержки для этого требуются? Об этом говорили участники видео-конференции, организованной Аналитическим центром.

Объем мирового рынка GameDev в прошлом году составил 152 млрд долларов, рассказала эксперт Аналитического центра Валерия Сырцева. Доля российского рынка составила только 1,8%. В 2019 году темп роста рынка был 11%, в этом году эксперты ожидают рост уже на 18%, до 170-180 млрд долларов. «В России индустрия разработки видеоигр представляет достаточно большой интерес. В 2019 году объем рынка составил 129,5 млрд рублей, что гораздо выше рынка киноиндустрии. Ежегодно мобильный сегмент GameDev в России растет на 25-30%. Увеличивается и количество новых компаний на рынке. В прошлом году появилось 150 компаний», - добавила Сырцева. Однако, по ее словам, существует и ряд проблем, тормозящих дальнейшее развитие. Одна из них - сильная ориентированность на зарубежные рынки: практически 40% отечественных разработок идет на экспорт. Также среди проблем эксперт назвала скромные возможности получить профильное образование и отсутствие государственных мер поддержки.

Управляющий партнер мобильного паблишинга Publ.im Иван Анисин высказал мнение, что ориентированность на экспорт стоит считать большим успехом, а не проблемой, так как весь ИТ-сектор является международным. «Русскоговорящий рынок слишком мал для любого амбициозного проекта. Успешными становятся проекты, которые изначально ориентированы на глобальное присутствие, а любое усложнение работы с мировым рынком автоматически приводит к потерям», - пояснил Анисин. Важной мерой поддержки стартапов в сфере GameDev, по его мнению, является уменьшение налогов. «Если проект окажется успешным, эта меры себя окупит, а высокие налоги удлиняют стартапам цикл разработки и не позволяют им конкурировать за мировые таланты на глобальном рынке», - рассказал эксперт.

Основатель Мастерской 15 Ярослав Кравцов, говоря о системных проблемах российских стартапов в индустрии видеоигр, подчеркнул важность профильного образования для индустрии. По его словам, многим профессиям, востребованным в GameDev, не обучают в вузах, стартапы не знают, как вести бизнес с учетом специфики игровой индустрии, а без экспертизы закончить проект и сделать его востребованным практически невозможно. По его мнению, решению этих проблем поможет субсидирование обучения и участия в конференциях, гранты, а также создание бизнес-акселераторов с менторами.

Преподаватель ВШЭ Константин Сахнов добавил, что сегодня большое количество желающих попасть в индустрию имеют низкую квалификацию. При этом высококвалифицированных кадров недостаточно, не хватает и руководящих кадров, а практика повышения квалификации для специалистов отсутствует. «Игровая индустрия держится на специалистах, поэтому помощь должна быть направлена именно на развитие кадрового потенциала», - отметил Сахнов.

Возможными мерами поддержки индустрии GameDev в России могут стать льготы и дотации для производителей и разработчиков, создание нормативных рамок для формирования индустрии, предложила Сырцева. Также, по ее мнению, нужно развивать системы фондов и грантов, стимулировать частные инвестиции. Эффективным могут стать и программы помощи в коммерциализации продукции, содействия ее продвижению на внутреннем и внешнем рынках. Важна и организация профессиональных курсов, студий, лекториев и креативных пространств.

Темы статьи

Читайте также

Подготовка разработчиков видеоигр внесет вклад в развитие цифровой экономики

Подготовка разработчиков видеоигр внесет вклад в развитие цифровой экономики

Индустрия видеоигр является одной из самых быстрорастущих индустрий развлечений в мире, обгоняя кино и музыку. Россия входит в топ-5 стран по количеству загрузок мобильных видеоигр, и темпы роста российской индустрии видеоигр на 10% обгоняют мировые. Однако в настоящий момент вопрос развития индустрии не включен в повестку цифрового развития государства. Каковы перспективы развития российского сегмента индустрии и какие меры поддержки ей необходимы? Об этом говорили участники видеоконференции, организованной Аналитическим центром.