Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Регионы России – конкуренты или партнеры?

Экономический рост в России во многом зависит от реализации потенциала регионов. Однако большинство межрегиональных инвестиционных проектов имеют локальный характер, а примеры успешной реализации таких проектов встречаются не так уж часто. О том, как развивать межрегиональное сотрудничество, говорили участники организованного Аналитическим центром круглого стола «Регионы России – конкуренция или партнерство?» на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге.

«В России есть 4 региона, которые просто обречены на сотрудничество в 80% своих проектов: это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область», - считает заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов. По его мнению, в последние 6 лет фон для такого сотрудничества остается позитивным, и регионы в постоянном режиме координируют решение стратегических вопросов, уделяя особое внимание значимым вопросам развития сопредельных территорий.

«Если бы мы начали такую координацию лет 15 назад, сегодня у нас не было бы ряда проблемных вопросов, например, связанных с массовым строительством около кольцевой автодороги», - отметил Ялов. 

По его мнению, реально конкурировать регионы могут только за инвестиции, а все остальное - поводы для сотрудничества. «Межрегиональное сотрудничество возможно не только в сфере транспортной или жилой инфраструктуры, но и, например, на актуальном сегодня направлении цифровизации, - считает Ялов. - Регионы должны объединить усилия, чтобы не создавать параллельно data-центры или каналы передачи данных».

Однако не все регионы находятся в равных условиях, особенно если посмотреть с точки зрения их географического положения на карте страны. «Мы изолированы от центра, и межрегиональных проектов у нас просто нет», - признался министр экономического развития и торговли Камчатского края Дмитрий Коростелев. А если сотрудничества нет, то остается конкуренция, и она, по мнению Коростелева, становится базой для развития. «Камчатский край - это приграничная территория, мы сотрудничаем с Китаем, Южной Кореей, Японией, США, и усиление наших конкурентных преимуществ обеспечивает конкурентоспособность страны в целом», - заявил он.

На внутрироссийском пространстве Дальний Восток конкурирует за трудовые ресурсы, капитал, инвестиции. «Нашими приоритетами сегодня остаются размещение на территории края предприятий, сохранение и привлечение населения, развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры», - отметил Коростелев.

Отдельной темой дискуссии стали агломерации, о которых все чаще заходит речь при обсуждении планов развития крупных городов и которые становятся поводом для межрегионального сотрудничества. Зачастую территориальная граница субъекта и экономическая граница агломерации не совпадают. «Екатеринбург и Свердловская область готовы пойти по пути развития агломераций, - заявил член совета стратегического развития Свердловской области Иван Антипин. - А если мы посмотрим шире, на весь Уральский федеральный округ, то сможем говорить еще и о Тюменской агломерации».

Вопросы регионального сотрудничества призвана решить в том числе и Стратегия пространственного развития, работа над которой идет в настоящее время. Но сами регионы, заинтересованные в развитии сотрудничества со своими соседями, должны более четко понимать существующие барьеры и искать пути их преодоления.

Читайте также:

23.10.2018 - Госпрограммы остаются реальным инструментом управления региональным развитием

23.10.2018 - Регионы оптимизируют процессы госуправления

1 из 4

Темы статьи

Читайте также

Регионы оптимизируют процессы госуправления

Регионы оптимизируют процессы госуправления

На круглом столе «Госуправление 2.0: оптимальные процессы», который Аналитический центр провел в рамках Форума стратегов, были представлены лучшие практики регионов по формированию «идеальной» системы управления.
Госпрограммы остаются реальным инструментом управления региональным развитием

Госпрограммы остаются реальным инструментом управления региональным развитием

«За то время, что в России внедряются госпрограммы, регионы сталкиваются со схожими проблемными вопросами: наряду с повышением прозрачности бюджетных расходов сохраняется формальный подход к подготовке госпрограмм, на этапе реализации ведомства недостаточно координируют усилия, стратегическое и бюджетное планирование не связаны между собой. При этом госпрограммы по-прежнему остаются реальным инструментом управления региональным развитием», - заявил заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников в ходе круглого стола «Государственные программы и национальные проекты: управление по приоритетам», который Аналитический центр организовал на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге.