Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Регионы меняют качество, дизайн и комфортность образовательной среды

Аналитический центр выступил интеллектуальным партнером I Международной выставки «Build School».

Эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева модерировала круглый стол «Новое строительство и модернизация существующих детских садов и школ», который стал частью деловой программы выставки. Участники обсудили возможности современной трансформации типовых школ и детских садов старой застройки и создание новой образовательной инфраструктуры.  «К 1 сентября были открыты 76 школ, до конца года планируется открыть еще 94, однако проблема износа школ и детских садов, их несоответствия современным требованиям остается одной из самых актуальных. В этом учебном году в систему образования влились еще 1 миллион учащихся, и их общая численность достигла 15,5 миллионов», - сказала Каракчиева, подчеркнув, что эти цифры как нельзя лучше иллюстрируют масштаб и актуальность проблемы.

В рамках программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» приоритетного проекта образования «Создание современной образовательной среды для школьников» из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации ежегодно выделяется 25 млрд рублей, в последний год запущено 7 пилотных проектов по созданию «Школы нового типа».

Приоритетный проект не только формирует современную образовательную среду для школьников в нашей стране, он создает «импульс изменений», запуская новые направления развития и ориентируя субъекты на комфортность, трансформируемость, многофункциональность и современность образовательной инфраструктуры, отметила Каракчиева. В регионах реализуются новые подходы к формированию современного образовательного пространства, поэтому так важно проводить оценку реализуемых проектов, тиражировать их и находить эффективные механизмы взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Наиболее остро, по мнению эксперта, стоит вопрос о создании школы будущего в сельских поселениях, где численность обучающихся может не достигать и 150 человек. Активизация и муниципальных властей, и самого населения возможно путем создания социальных кластеров, и это уже работает, например, в Республике Коми. Есть примеры проектов, реализованных на муниципальном уровне: в Екатеринбурге школы становятся не только экологичными и ресурсосберегающими, но меняется качество, дизайн и комфортность образовательной среды.

Во время круглого стола «Архитектурная среда и образование» эксперты обсуждали широкий круг вопросов – от формирования социального запроса к современной образовательной среды школ и детских садов  до новых тенденций в области образования, находящих свое отражение в архитектуре. «Влияние архитектуры на образование значительно. И неудачно спроектированные здания школ и детских садов негативно влияют на формируемое образовательное пространство, - отметила Инна Каракчиева. - Однако педагогическое сообщество, как правило, редко уделяет существенное внимание архитектуре образовательного пространства, в которой развивается, воспитывается и обучается ребенок». Проблема в том, что архитектор не получает содержательного заказа на проектирование, считает Каракчиева. Вместе с тем, в России накоплен огромный опыт по созданию уникальной архитектуры образовательных учреждений.

Влияние архитектуры на образование значительно. И неудачно спроектированные здания школ и детских садов негативно влияют на формируемое образовательное пространство

Инна Каракчиева, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Основой для развития новых школ может стать объединение целей и задач образовательной программы и пространства (здания) образовательной организации. «Проект школ и детских садов внутри и снаружи должен быть насыщен деталями, несущими позитивную и познавательную информацию, - уверена Каракчиева. - Использование «умных» поверхностей, реагирующих на действия человека, - еще один тренд в создании современного образовательного пространства школы».

Читайте также:

15.08.2017 - Школьное пространство должно трансформироваться под новые задачи

15.02.2017 - За строительство школ должно отвечать государство

Эксперты
Темы статьи

Читайте также

Школьное пространство должно трансформироваться под новые задачи

Имеют ли значение дизайн и архитектура школы для детей? Как окружение влияет на учебный процесс? В выпуске архитектурной передачи на сетевом телевидении «Вечерняя Москва» ведущий советник Аналитического центра Инна Каракчиева рассказала о создании современных школ и важной роли окружающего ребенка пространства для раскрытия его потенциала.

Вечерняя Москва
За строительство школ должно отвечать государство

За строительство школ должно отвечать государство

«Прозвучавший тезис, что «для властей при строительстве школ главным является финансовый аспект – подешевле построить» не верен, так как приоритет – это эффективность расходования выделяемых средств», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая в Экспертной дискуссии в формате Urban Talks «Школьная архитектура как инструмент развития личности», на которой рассматривался спорный вопрос о необходимости передачи строительства школ бизнес-структурам.