Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Производители предлагают упростить сертификацию легких воздушных судов

Какие барьеры препятствуют развитию производства легкой и сверхлегкой авиационной техники на территории России? Какие существуют пути для преодоления существующих проблем? Об этом говорили участники круглого стола, организованного Аналитическим центром.

Об основных барьерах и препятствиях рассказал Управляющий исполнительный директор ООО НПО «АэроВолга» Сергей Алафинов. По его словам, отечественным производителям легкой и сверхлегкой авиационной техники гораздо проще и намного дешевле получить сертификат типа воздушного судна (ВС) за рубежом, чем на территории России. Чтобы упростить получение сертификата, эта процедура должна стать максимально понятной и прозрачной, считает эксперт. Алафинов предложил создать координационный орган, в который бы вошли представители ФОИВов, бизнеса, экслуатантов и иные участники, заинтересованные в скорейшем развитии региональной авиации в нашей стране.

Дороговизна и сложность процедуры сертификации ВС серьезно увеличивает стоимость продукта для конечного потребителя, добавил генеральный директор «Интеравиа» Сергей Есанян. Он отметил, что непрозрачность самой процедуры сертификации порождает коррупционные риски при ее прохождении. Эксперт добавил, что при необходимости отечественные производители легко смогут покрыть спрос на воздушные суда.

Исполнительный директор Ассоциации авиаработ, в которую входят 42 предприятия, Вадим Цыганаш рассказал, что на сегодняшний день потребность Ассоциации в новых судах составляет примерно 35-40 единиц. Стоимость зарубежной техники выше отечественной, что также влияет на стоимость работ для конечного потребителя. «Но к сожалению, в настоящий момент альтернативы для Ассоциации нет», - отметил Цыганаш.

Решить проблему могла бы глубокая модернизация ВС российского производства, которая значительно дешевле приобретения новых судов, добавил генеральный директор АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» Павел Ненастьев. После такой модернизации, которая занимает от 2 до 4 месяцев, срок эксплуатации ВС увеличивается на 10-15 лет.

Участники круглого стола разработали ряд рекомендаций, направленных на улучшение ситуации в отрасли. В частности, они предложили закрепить в Воздушном кодексе России понятие «лёгкая авиационная техника», включив в этот термин всю авиационную технику, относящуюся к легкой и сверхлёгкой. Кроме того, эксперты предложили ввести в оборот и узаконить в Воздушном кодексе термин «несертифицированная авиационная техника», который в других странах будет соответствовать понятию «экспериментальная авиационная техника». Также, по мнению игроков рынка, необходимо ввести добровольную сертификацию конструкторских бюро или индивидуальных предпринимателей, занятых разработкой авиационной техники, вплоть до транспортной категории, а обязательную сертификацию установить для предприятий только в той части, в которой они заняты производством сертифицированной авиационной техники.

Также эксперты предложили ввести заградительные пошлины на старые зарубежные воздушные суда, применять дифференцированные требования к объектам/субъектам сертификации при эксплуатации ВС и включить в ведомственную программу цифровизации Минпромторга России работу по цифровизации сертификационных испытаний авиационной техники, регистрации ВС, сертификации эксплуатанта авиационной техники, учебных центров и оборот лицензий авиационного персонала.

Круглый стол был организован экспертами Департамента экономики развития транспорта АЦ

Темы статьи