Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Проектный подход предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям чиновников

Мало просто декларировать необходимость перехода на проектные рельсы, нужно понимать, что новые требования к эффективности порождают новые требования к профессиональным компетенциям и корпоративной культуре чиновников. О внедрении проектного подхода в органах государственной власти говорили участники Гайдаровского форума на сессии «Проектное управление в органах власти – новые требования к квалификации чиновников», и среди них начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра Илья Винокуров.

Что необходимо менять в первую очередь - корпоративную культуру в госуправлении или отдельные компетенции чиновников? Винокуров считает, что конечной целью является именно изменение культуры, причем как в проектной, так и в текущей деятельности. «Изменение культуры происходит за счет появления критической массы людей, обладающих необходимыми профессиональными и личностными характеристиками, поэтому их развитие и должно являться приоритетной задачей, - считает Винокуров. – Более того, недостаточно один раз приложить усилия к изменению корпоративной культуры в отдельно взятом учреждении или ведомстве. Необходимо сформировать систему поддержки и актуализации модели компетенций, сформировать кадровый резерв, обеспечить обязательное обучение новых сотрудников, внедрить систему мотивации». В качестве удачного примера такого подхода эксперт привел Белгородскую область.

Необходимо сформировать систему поддержки и актуализации модели компетенций, сформировать кадровый резерв, обеспечить обязательное обучение новых сотрудников, внедрить систему мотивации

Илья Винокуров, начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра

Вопрос формирования модели компетенций для чиновников и необходимости внедрения системы сертификации также вызвал оживленную дискуссию. Винокуров полагает, что необходимо развивать личностные (soft skills) и профессиональные (hard skills) характеристики в комплексе, ориентируясь при этом на конкретные роли в проекте. «Для руководителя проекта более важными будут личностные характеристики – лидерство, способность вести переговоры и решать конфликты. Для исполнителей же важнее профессиональные характеристики, однако стоит уделять внимание и таким soft skills, как умение работать в команде и понимание ценностей», - пояснил эксперт.

Для руководителя проекта более важными будут личностные характеристики – лидерство, способность вести переговоры и решать конфликты. Для исполнителей же важнее профессиональные характеристики, однако стоит уделять внимание и таким soft skills, как умение работать в команде и понимание ценностей

Илья Винокуров, начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра

Винокуров напомнил об исследовании, проведенном в 2015 году Финансовым университетом. Тогда был организован опрос чиновников в Москве и регионах с целью узнать, как они сами оценивают практические требования к своим должностям. В результате оказалось, что в деятельности чиновников менее всего требуется инициатива и смелость, а из 11 групп компетенций, которые были предложены чиновникам на выбор как соответствующие их деятельности, на первые 3 места попали «Общепрофессиональные», «Нормативно-правовые» и «Результативность и эффективность работы», а «Работа в команде», «Проектная деятельность» и «Самоменеджмент и профессиональный рост» заняли последние 3 места.

«Таким образом чиновники сами подсказывают нам, на какие компетенции необходимо обратить внимание в первую очередь», - подчеркнул Винокуров. Однако далеко не все задачи в работе чиновника могут и должны решаться проектным методом, ведь значительную часть работы составляет текущая рутина. «Важно сместить фокус понимания результативности – не закрыть поручение или снять его с контроля, а получить достойный результат своей деятельности», - уверен эксперт.

Что касается модели компетенций, то, по мнению Винокурова, она должна прежде всего соответствовать поставленным задачам. Недостаточно одной универсальной модели, обязательно необходимо сформировать профили компетенций для разных позиций, уверен он. «Если говорить о системах сертификации, то они в достаточной степени сформированы для бизнеса. А поскольку основные подходы проектного управления одинаковы для государственных и бизнес-структур, то и специфику госорганов в данном случае можно рассматривать как отраслевое дополнение. Сертификация должна соответствовать установленной модели компетенций и учитывать опыт международных стандартов», - считает Винокуров.

Читайте также:

20.12.2016 - Аналитический центр поддерживает и продвигает PM стандарт

23.11.2016 - Потребность в национальной системе сертификации специалистов в области проектного управления растет

Эксперты
Темы статьи

Читайте также

Аналитический центр поддерживает и продвигает PM стандарт

Начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Илья Винокуров и советник руководителя Аналитического центра Юрий Трубицын ответили на вопросы ведущего рубрики «Практика. Прогнозы. Решения» радио Mediametrics. «Проектное управление на государственном уровне начали использовать примерно 10 лет назад, когда были созданы госпрограммы, которые, хоть и не предполагали проектного управления в классическом виде, заложили очень важную основу того понятийного аппарата, который сейчас используется в органах госвласти, - проекта, проектного управления, методов проектного управления», - начал разговор Илья Винокуров.

Радио Mediametrics

Потребность в национальной системе сертификации специалистов в области проектного управления растет

О популярности проектного управления в государственном секторе, поддержке со стороны руководства страны, интересе к теме в регионах и, главное, о том, как развивается кадровый потенциал этой новой для госсектора сферы деятельности, на страницах журнала «Управление проектами» рассказал начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра Илья Винокуров.

Управление проектами