Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Отрасль авиационных работ на грани кризиса

Сезон сельскохозяйственных авиационных работ, который традиционно стартует в марте, может оказаться под угрозой срыва. Проблемы в сфере услуг по выполнению авиационных работ и, в частности, авиационно-химических работ в сельском хозяйстве, связаны с возникновением правовых коллизий в нормативной правовой базе, регламентирующей отрасль.

Как предотвратить возможный кризис в отрасли, эксперты обсудили в ходе онлайн-конференции, организованной Аналитическим центром. Как отметили эксперты АЦ, сельскохозяйственная авиация применяется в мировом производстве продуктов питания и защиты растений как в сельскохозяйственной сфере, так и сфере лесоохраны. В настоящее время в реестре Федерального агентства воздушного транспорта зарегистрированы 84 авиакомпании, сертифицированные для проведения авиационно-химических работ, с общим количеством воздушных судов в 259 единиц. Объем обрабатываемых ими сельскохозяйственных земель в 2019 году составил более 5 млн га. Авиаобработка полей в 10-12 раз производительнее наземной и незаменима в борьбе с особо опасными вредителями. В результате сельхозпредприятия, благодаря авиахимработам, могут добиться повышения урожайности на 15-35% и более.

В начале текущего года вступили в силу новые Федеральные авиационные правила, задача которых обеспечить требования по авиационной безопасности. Однако, по мнению участников рынка, обеспечение эксплуатантами требований, указанных в данных ФАПах, не представляется возможным из-за возникшей правовой коллизии.

«Сегодня заявки на получение сертификата летной годности территориальными управлениями отклоняются, потому что они пока не понимают, как работать по новым правилам. До начала сезона остался один месяц. На юге сейчас самая серьезная озабоченность возникшей проблемой. Вхождение в сезон без разрешительных документов, возможно, приведет к срыву существующих контрактов и заменой авиации на наземную технику», - рассказал директор авиакомпании «Аэрон» Игорь Попов.

Директор авиакомпании «Аэропром» Мария Давыденко отметила, что для нормальной работы отрасли нужны федеральные авиационные правила. Это дисциплинирует рынок, позволит эксплуатантам чувствовать себя уверенно, защищенно и инвестировать в развитие бизнеса. Однако, по ее мнению, вводить новые правила игры нужно с учетом интересов участников рынков.

Эксперты отметили, что невозможность получить эксплуатантами разрешительные документы на выполнение авиаработ сократит конкуренцию, увеличит стоимость работ более чем в два раза, повлияет на развитие малой авиации, сократит возможность поддержки отечественного производителя авиационной техники и обновления парка воздушных судов. Все это может привести к стагнации, и отрасль потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Для решения возникшей проблемы участники конференции предложили ряд мер. В частности, продлить срок действия имеющихся сертификатов летной годности на один год от срока выдачи, оставить действующими сертификаты эксплуатантов до окончания срока их действия. Это даст возможность авиакомпаниям подготовиться к сертификации по новым ФАПам, считают эксперты. 

Темы статьи