Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Необходима разработка стандарта цифровой образовательной среды

Аналитический центр провел онлайн-конференцию «Большие данные в образовании – новые вызовы и возможности». Эксперты обсудили задачи развития цифровой инфраструктуры, в том числе интеграцию сервисов и платформ, а также повестку в кадровом обеспечении.

«Происходящая в сфере образования цифровая трансформация меняет его фундаментальные основы, принципы организации и требования к компетентности кадров», - заявила, открывая мероприятие, эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева.

По словам Каракчиевой, образование не только использует большие данные, но и создает их в огромном количестве, в связи с чем назрел вопрос создания классификатора, интегратора больших данных и разработки стандарта цифровой образовательной среды. Одновременно актуализируются проблемы интеграции цифровых сервисов и подготовки кадров, обладающих соответствующими компетенциями.

Директор Института образовательной информатики ФИЦ ИУ РАН Алексей Семенов рассказал, как большие данные используются в школе, особо обратив внимание на возможности более объективного контроля за получением знаний. «Прозрачный мир неизбежен, и это надо объяснять детям, - полагает Семенов. - Но это не заработает, если мы не интегрируем информационные потоки».

Научный руководитель Центра управления в образовании Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Ольга Фиофанова остановилась в том числе на профессиональном развитии и data-компетенциях педагогов. «Изменяется структура и логика преподавания и управления, а это требует изменения регуляторов, то есть профессиональных стандартов», - заявила спикер. Также, по ее словам, необходимо создавать интегральные платформы аналитики образовательных данных.

Заместитель директора Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Дмитрий Метелкин рассказал о направлениях цифровой трансформации системы образования и развитии цифровых сервисов в рамках платформы «Моя школа». «Важен анализ массивов данных, и наша задача – разработать регламенты для их упорядочивания», - считает Метелкин.

«Инструментом управления непрерывным образованием может стать формирование платформы и связанного набора управленческих решений», - полагает ведущий сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Валерий Григорьев. Однако, по его словам, для создания агрегатора, который объединит разрозненные данные, необходим соответствующий ресурс.

Говоря о работе с большими данными, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отметил, что одна из важнейших проблем – достоверность данных. «Лобовое использование и интерпретация данных без контекстов создают очень серьезные риски», - уверен Болотов.

Генеральный директор ЗАО «Е-Паблиш» Дмитрий Баландин представил продукты для облегчения ввода данных и проверки образовательных сайтов. «Сервисов много, и каждый выполнен в соответствии со своим законодательным актом, - заметил Баландин. – Требуется гармонизация законодательных актов, иначе не избежать многократного ввода данных и их разрозненности».

Старший специалист в области образования, координатор проектов Всемирного банка в России Тигран Шмис сообщил об исследовании цифровой трансформации школьного образования в мире. После окончания пандемии, по его словам, семьи и дальше готовы использовать для дистанционного обучения детей онлайн-платформы, но более склонны к гибридному обучению.

Темы статьи