Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Необходим единый подход к оценке конкуренции в госзакупках

Защита и развитие конкуренции в сфере госзаказа - одно из приоритетных направлений государственной политики обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, напоминают авторы нового бюллетеня Аналитического центра «Конкуренция в сфере государственных и муниципальных закупок». Однако эксперты отмечают низкую фактическую конкуренцию.

В 2019 году объем контрактов, заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, составил 8,2 трлн руб., или порядка 7,5% ВВП. Одним из основных принципов контрактной системы является обеспечение прозрачности и конкуренции, что позволяет заказчикам выбирать лучшие условия для заключения контракта в рамках закупочных процедур в целях реализации поставленных перед ними задач и эффективного расходования бюджетных средств. Однако подходы для замера фактической конкуренции в сфере госзакупок как необходимого условия для качественного выбора разнятся, в связи с чем возникают споры об эффективности вносимых изменений в текущее законодательство. В бюллетене раскрыты методологические подходы для проведения таких замеров.

Аналитический центр представляет результаты собственного расчета уровня конкуренции в сфере закупок, который принимает во внимание такие факторы, как отраслевые особенности отдельных сегментов госзакупок, различия в уровне цен закупок (например, участников малых закупок больше, чем участников крупных закупок), а также уровень заказчика (федеральный, региональный, муниципальный).

В рамках проведенного анализа уровень конкуренции оценивался на основе данных о доле контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, в том числе состоявшихся, числе участников процедур, среднем снижении цены по итогам торгов, а также уровне концентрации поставщиков в соответствующем сегменте закупок. Авторы выделили пять сегментов для анализа — 2 типа работ (строительство и НИОКР), товары, услуги в сфере ЖКХ и прочие услуги. Среди рассмотренных сегментов наиболее конкурентными являются закупки строительных услуг и товаров малого объема (до 20 млн руб.).

Также эксперты предлагают для ознакомления законодательные инициативы в сфере конкуренции.

Подробнее – в бюллетене «Конкуренция в сфере государственных и муниципальных закупок».

С другими бюллетенями о развитии конкуренции можно ознакомиться здесь.

Темы статьи
Контекст

Читайте также

Закупочное законодательство должно стать более гибким

Закупочное законодательство должно стать более гибким

Антидемпинговые меры в закупках могут уберечь заказчика от неисполнения контракта, но они должны быть более эффективными. К такому выводу пришли участники круглого стола «Антидемпинговые меры в сфере закупок: практика применения. Ужесточать или ослаблять?», который прошел в Аналитическом центре.