Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Крупные платформы онлайн-бронирования злоупотребляют доминирующим положением

Аналитический центр выпустил новый бюллетень о развитии конкуренции. В нем рассмотрены характеристики рынка онлайн-бронирования средств размещения (гостиниц, отелей, хостелов, мотелей, апартаментов и пр.), а также подходы антимонопольных ведомств разных стран к рассмотрению дел в данной сфере.

На фоне вызванной пандемией неблагоприятной экономической обстановки и усиления тенденции к цифровой трансформации требуется защита конкуренции в наиболее пострадавших отраслях, к числу которых относится сфера туризма. При этом большая часть фирм в секторе туризма представляет собой предприятия малого и среднего бизнеса, наименее устойчивых к экономическим шокам. В сложившихся условиях все острее встают вопросы своевременного предупреждения и пресечения случаев злоупотребления доминирующим положением на пострадавших от пандемии рынках, пишут авторы бюллетеня.

В число наиболее резонансных антимонопольных разбирательств, затрагивающих вопросы как обеспечения конкуренции в сфере туризма, так и регулирования цифровых рынков, входят дела в отношении практики применения крупными платформами онлайн-бронирования паритета цен («гарантии лучшей цены»).

Агрегаторы, оказывающие посреднические услуги в сфере онлайн-бронирования, являются платформами, объединяющими, с одной стороны, постояльцев (потребителей гостиничных услуг) и, с другой стороны, средства размещения (поставщиков гостиничных услуг). Выход на этот двусторонний рынок новой платформы существенно затруднен в связи с наличием следующих факторов, полагают эксперты. Во-первых, уже функционирующие агрегаторы обладают существенным преимуществом за счет большого числа пользователей как со стороны потребителей, так и со стороны гостиниц. Чтобы  стать столь же привлекательной для широкой аудитории, новой платформе требуются значительные первоначальные инвестиции. Во-вторых, к проблемам выхода на рынок можно отнести наличие крупных международных игроков, и в-третьих, применение «широкого» паритета цен.

Первая волна соответствующих дел рассматривалась в странах Европейского союза (Германия, Франция, Италия, Швеция), в последние пару лет вопрос о применении паритета цен активно анализируется азиатскими регулирующими органами, в том числе в Южной Корее, Японии, Сингапуре и Гонконге.

Как пример в докладе приводятся разбирательства в отношении Booking.com. В России дело возбуждено по подозрению в злоупотреблении платформой доминирующим положением. В будущем регулированию цифровых платформ и ограничению их антиконкурентной практики будут способствовать механизмы, предусмотренные «пятым антимонопольным пакетом». В настоящий момент его проект находится на рассмотрении в Правительстве России.

Авторы считают необходимым отметить ряд схожих выводов, к которым приходят зарубежные антимонопольные ведомства при анализе границ рассматриваемых рынков – о них читайте в бюллетене.

Также авторы традиционно предлагают обзор новостей по теме защиты конкуренции.

Подробнее – в бюллетене о развитии конкуренции «Рынок онлайн-бронирования средств размещения: вопросы конкуренции»

С другими бюллетенями о развитии конкуренции можно ознакомиться здесь

Темы статьи

Читайте также

Цифровым рынкам нужно особое антимонопольное регулирование

Цифровым рынкам нужно особое антимонопольное регулирование

Какие преимущества и недостатки для конкуренции порождает монопольный доступ цифровых платформ к большим данным? Подходит ли для них традиционный экономический анализ рынка? И какой должна быть конкурентная политика в отношении цифровых платформ? Эти вопросы обсудили участники видеоконференции «Цифровые рынки: обеспечение конкуренции при сохранении возможности для развития», организованной Аналитическим центром.