Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Эксперты отмечают ажиотажный спрос на технологии беспилотного транспорта

Количество беспилотного транспорта и интерес к нему во всем мире растут в геометрической прогрессии. Бизнес и люди понимают преимущества применения этих технологий для дистанционного взаимодействия, особенно во время пандемии. Россия имеет отличный технологический потенциал использования беспилотного транспорта, однако для стремительного развития отрасли необходимо преодолеть ряд барьеров. Об этом говорили участники видеоконференции, организованной Аналитическим центром.

Как отметил эксперт проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра Евгений Кочетков, в условиях цифровой экономики беспилотный транспорт является одним из ключевых звеньев инновационного развития, и подобные технологии вызывают ажиотажный спрос. «Понимая это, правительства передовых стран ведут активную работу по развитию беспилотного транспорта, включая совершенствование законодательной базы и инвестиционной среды. Однако пока эта отрасль недостаточно институализирована, и комплексного регулирования ни в одной стране не создано», - рассказал Кочетков.

Он добавил, что Россия входит в пятерку стран, население которых готово пересесть на беспилотный транспорт, а беспилотные транспортные средства отечественной разработки уже тестируются в больших городах. Но с точки зрения готовности к полномасштабному запуску Россия не занимает лидирующих позиций. Это обусловлено регуляторными, инвестиционными и инфраструктурными барьерами.

Кроме того, при сильной заинтересованности государства и частных компаний во внедрении беспилотных технологий и расширении зон тестирования беспилотных автомобилей Россия все еще отстает по уровню доступа к новейшим технологиям, качеству дорог и покрытию сетью 4G, отмечают эксперты. В то же время потенциальный эффект от использования дронов в России может составить более 1 млрд долларов в год.

Участники дискуссии рассказали, что в мире беспилотники используют для экстренной доставки, тестируют для контроля симптомов вирусных заболеваний, использования населением масок и соблюдения дистанции, а также для обеззараживания поверхностей.

«Сервисы с использованием дронов являются ключевой точкой роста отрасли беспилотных технологий, - добавил управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко. – Хотя рынок начинался с летательных аппаратов, сейчас они не в спектре интересов венчурных фондов». В целом, по его словам, рынок летательных аппаратов ограничен и «уже поделен», а рынок корпоративных решений пока не сформировался.

Беспилотные решения наиболее востребованы в логистике, доставке, сельскохозяйственном секторе и секторе обеспечения безопасности, отметила руководитель центра трансфера технологий Global Tech Hub Елена Привалова. По ее мнению, для развития беспилотного транспорта в России необходимо создать экспериментальные беспилотные зоны и маршруты. «Выделение такой зоны в России инициировано Иннополисом, Сколково, и единственное, чего не хватает сейчас, – волевого решения, которое позволит запустить инфраструктуру для стартовых экспериментальных полетов. Потому что мало построить аппараты, им необходима наземная инфраструктура», - пояснила Приватова. При этом, частные инвесторы не будут инвестировать в инфраструктуру из-за высоких рисков, поэтому обеспечить ее должно государство, отметила эксперт. «В какой стране такое экспериментальное поле существует, та ближе всего к коммерческому запуску беспилотного транспорта», - резюмировала Приватова.

По мнению руководителя Лаборатории автономных транспортных систем университета Иннополис Салимжана Гафурова, на развитие отрасли также могут оказать влияние готовность общества к проникновению в их жизнь беспилотных технологий, наличие инвестиционного капитала, соблюдение стандартов передачи данных и кибербезопасности и наличие замещающих профессий для освободившихся специалистов.

В целом, отрасль беспилотного транспорта в России пока развивается без специального регулирования, в рамках смежного законодательства, добавил Кочетков. «Однако есть и социальный аспект этой технологии. Если мы говорим о беспилотной перевозке пассажиров, все становится сложнее, и здесь надо продумывать ответственность: кто будет виноват в аварийной ситуации. Возможно, нам стоит задуматься о стратегическом документе», - пояснил он.

Темы статьи
Контекст