Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Эксперты обсуждают изменения в закон о закупках

Аналитический центр провел видеоконференцию, посвященную законопроекту о внесении изменений в 223-ФЗ, разработчиком которого является ФАС России. «Законопроект должен сделать закупки более прозрачными и конкурентными, однако участники рынка видят в новациях риски для своей деятельности», - рассказала начальник Управления по конкурентной политике АЦ Елена Ковалева. Насколько оправданы их опасения? Сможет ли законопроект решить существующие проблемы? И есть ли альтернативные пути их решения? Об этом говорили участники конференции.

«Проблема 223-ФЗ в отсутствии единых регламентов, – пояснила эксперт Аналитического центра Софья Малых. – Требования к содержанию заявок, порядку их оценки и условиям банковских гарантий устанавливаются заказчиком в положении о закупке, но единых правил». Законопроект же предполагает, что процесс закупок будет регламентироваться более жестко. В частности, правительство России будет утверждать порядок оценки заявок и обоснования заказчиками начальной минимальной цены, а также правила определения размера штрафа из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения участником своих обязательств. Кроме того, заказчик будет обязан проводить экспертизу результатов исполнения договора. «Какие мы видим риски подобных нововведений? Контрактная система задает довольно узкие рамки, а в текущем виде 223-ФЗ дает больше простора для маневра и это оправдано, поскольку он применяется компаниями из различных отраслей, со своей спецификой. И, возможно, жесткие рамки нарушат деятельность бизнеса», - отметила Малых.

Еще одна проблема нового законопроекта - низкие стимулы для снижения количества недобросовестных практик, добавила Малых. Законопроект предполагает введение рейтинга деловой репутации участника закупки, который будет автоматически рассчитываться на ЕИС. «Высокий рейтинг даст право на снижение обеспечения заявки и исполнения договора, - рассказала эксперт. – За счет рейтинга у добросовестных заказчиков будут бонусы, но по квалификационному требованию возможны ситуации, когда у крупных поставщиков не будет необходимого рейтинга только из-за того, что они в последнее время не участвовали в тендерах». По мнению экспертного сообщества, имеет смысл ввести некоторый бонус для участников, соответствующих требованию, но не перекрывать рынок для других участников.

Также участники конференции затронули проблему высокой доли неконкурентных закупок. Законопроект ограничивает случаи проведения закупки у единственного поставщика до 22 оснований, доля неконкурентных закупок не должна будет превышать 10%. Однако, игроки рынка считают, что по ряду объективных причин уместиться в эти рамки многим отраслям будет достаточно тяжело.

Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Вероника Трутнева пояснила, что ключевая цель законопроекта – обеспечить однозначную трактовку и исполнимость требований закона. «Хотелось бы, чтобы у всех участников закупочных процессов были единое понимание и четкие границы при проведении закупок. Мы видим большую неопределенность среди участников закупки в том, как работать с правилами. Наша задача – сделать требования понятными и исполнимыми для всех участников, поэтому они должны быть едиными», - рассказала Трутнева. В целом же, по ее словам, работа над законопроектом – это прежде всего создание диалога между заинтересованными сторонами о давно назревших изменениях.

Эксперты согласились: 223-ФЗ нужно модернизировать, однако, уточнили что нормы обновленного закона не должны дублировать положения действующего 44-ФЗ. По их мнению, в новом законе нужно сформулировать более четкие и однозначные трактовки понятий «конкурентные» и «неконкурентные» закупки, а также пересмотреть случаи применения закона. Кроме того, по мнению участников рынка, параллельно необходимо снимать административные барьеры, которые также мешают компаниям участвовать в закупках.

Темы статьи

Читайте также

Система закупок через электронный магазин развивается

Система закупок через электронный магазин развивается

Перевод малых закупок в электронный вид позволил добиться повышения конкуренции и экономии, однако госзаказчики столкнулись с отсутствием гибкости при контрактации и усилением тренда на приоритет цены порой в ущерб качеству, цитирует «Коммерсантъ» экспертов Высшей школы экономики. Доклад «Мониторинг закупок малого объема. 2019» прокомментировала советник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Екатерина Митина.
Закупочное законодательство должно стать более гибким

Закупочное законодательство должно стать более гибким

Антидемпинговые меры в закупках могут уберечь заказчика от неисполнения контракта, но они должны быть более эффективными. К такому выводу пришли участники круглого стола «Антидемпинговые меры в сфере закупок: практика применения. Ужесточать или ослаблять?», который прошел в Аналитическом центре.