Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Эксперты обсудили перспективы развития рынка СПГ-бункеровки в России

Использование СПГ в качестве топлива на судах растет высокими темпами во всем мире. В России СПГ-бункеровка находится на начальной стадии развития. Факторы и потенциал роста рынка в нашей стране, а также основные барьеры на этом пути обсудили эксперты на круглом столе, организованном Аналитическим центром.

В России поставлена задача по увеличению потребления природного газа на транспорте, и водный транспорт рассматривается как один из перспективных сегментов. Растущий интерес к СПГ-бункеровке выявили и исследования, проведенные Аналитическим центром, рассказала заместитель начальника Департамента по ТЭК и ЖКХ АЦ Ирина Поминова.

«Когда мы говорим о рынке СПГ-бункеровки, мы должны предполагать разные рынки, - пояснил руководитель исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ АЦ Александр Курдин. - С одной стороны, это рынок, связанный со сбытом СПГ для целей снабжения судов. С другой – это рынки оборудования, СПГ-бункеровщиков, рынки инфраструктуры. То есть целый отраслевой комплекс, который будет работать на развитие потребления сжиженного природного газа». Курдин добавил, что газовые рынки пострадали от колебаний последнего времени еще больше, чем нефтяные, потому что на газовых рынках отсутствуют механизмы координированного регулирования, как соглашение ОПЕК+ на нефтяных рынках.

По его словам, ожидается, что потребление газа в мире в текущем году может снизиться на 4%, но в 2021 году вернется на предкризисный уровень. При этом, Международное энергетическое агентство прогнозирует, что рынок СПГ-бункеровки вырастет с 0,7 млрд кубометров в 2018 году до 50 млрд кубометров в 2040 году. Столь масштабные ожидания вызваны усилением требований к топливу морских судов. Все это вызывает вопросы, как развивать потребление газа в мире, отметил Курдин. Производители сжиженного природного газа уже ищут новые рынки сбыта и заинтересованы в том, чтобы это направление развивалось.

Развитие производства СПГ в России обеспечит рост газового экспорта и положительно отразится на экономике нашей страны. Однако для масштабного развития отрасли необходимо решить ряд вопросов, связанных с увеличением производства судов на СПГ, оптимизацией правил эксплуатации, а также расширением инфраструктуры бункеровки СПГ для внутренних и международных перевозок.

Потенциальной зоной множества СПГ-проектов может стать Арктика, отметил советник Постпредства Республики Саха при президенте России Александр Климентьев. «Северный морской путь должен стать международным транспортным коридором, соответствующим опережающим экологическим требованиям. Бункеровка обеспечит сбыт продукции и привлечет прогрессивных судовладельцев для операций в российской Арктике», - отметил эксперт.

Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин рассказал, что использование СПГ позволяет сэкономить на одном судне порядка 1,3 млн долларов в год по сравнению с низкосернистым топливом. Государственная поддержка, по его словам, является мировой практикой на начальном этапе развития рынка СПГ-бункеровки. В России эффективным механизмом может стать комплексная государственная программа, добавил Зинин.

1 из 10

Эксперты
Темы статьи