Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Эксперты обсудили, как и зачем ставить правильные оценки муниципалитетам

«С учетом реализации нацпроектов на местах система оценки муниципалитетов, на наш взгляд, немного устарела: мы их оцениваем не за то, что они реально могут сделать, особенно учитывая дефицит ресурсов», - заявил начальник Управления стратегического развития, государственного управления и региональной политики Аналитического центра Антон Стешенко на круглом столе «Совершенствование подходов к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Он пояснил, что от результатов оценки зависит распределение субсидий и дотаций муниципалитетам и взаимодействие между федеральными, региональными и местными властями. «Особенно это актуально для субъектов с большим количеством муниципалитетов», - добавил Стешенко.

Эксперты Аналитического центра изучили системы оценки муниципальных образований в различных по специфике регионах, которые с периодичность от одного месяца до года анализируют социально-экономическое развитие, управление финансами, уровень конкуренции и комплексное развитие муниципалитетов. Наиболее интересным, на их взгляд, оказался опыт Ульяновской, Ленинградской областей и Республики Татарстан. Однако в большинстве регионов набор показателей в системах оценки не синхронизирован с ключевыми стратегическими документами и не отражает реальные полномочия муниципальных властей.

«Системы оценки не позволяют оперативно проводить мониторинг для выявления кризисных ситуаций, не учитывают особенности социально-экономического развития муниципалитетов, не оценивают дисциплину органов местного самоуправления и работу с обращениями граждан», - рассказал эксперт Аналитического центра Станислав Ефимов.

Для более корректной оценки муниципалитетов эксперты АЦ разработали новую систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, которая состоит из оперативного и стратегического мониторингов. Первый позволит определять «узкие» зоны, на которые властям следует обратить внимание в первую очередь, второй будет отражать достижение стратегических целей и задач по итогам года. 

«Оперативный мониторинг должен включать данные по задолженности заработных плат, благоустройству, качеству энергоснабжения и так далее. Это даст главе региона понимание текущей ситуации, чтобы он мог принимать оперативные меры для устранения проблем. В стратегическую оценку мы закладываем в первую очередь показатели, которые относятся к региональной стратегии, национальным проектам», - пояснил Стешенко. При этом, по его словам, муниципалитеты не будут сравниваться друг с другом. Для каждой территории разработают плановые значения, зависящие от специфики муниципалитета. 

Проведение оценки эффективности органов местного самоуправления является важнейшим инструментом регионов для повышения качества жизни населения, считают эксперты. На основе полученной информации можно будет определять точки роста, недоиспользованные возможности и принимать верные управленческие решения.

1 из 10

Читайте также

Паспорта муниципалитетов помогут отслеживать динамику нацпроектов

Паспорта муниципалитетов помогут отслеживать динамику нацпроектов

«Мы активно создаем Национальную систему управления данными и видим, что все дороги ведут к данным от муниципалитетов и регионов. И зачастую эти данные есть в ГАС «Управление». У нас есть неоформленное постановление правительства, согласно которому на базе ГАС нужно создать паспорт муниципального образования и сделать его единым источником данных», - заявил эксперт Аналитического центра Иван Фост, открывая круглый стол «Данные муниципалитетов в Государственной автоматизированной системе «Управление».