Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Эксперты изучили зарубежный опыт в регулировании управления госданными

Эксперты АЦ проанализировали законодательство зарубежных стран в области управления данными и описания моделей его правового регулирования. Исследование стало первым шагом в проработке вопросов нормативного правового регулирования управления государственными данными в России.

Цифровизация госуправления оказывает серьезное воздействие на развитие отечественного законодательства, одновременно с совершенствованием управления данными в государственном секторе развивается и правовое регулирование в публично-правовой сфере.

Напомним, что Национальная система управления данными, помимо прочего, включает в себя утверждение единых требований к управлению данными и перевод всех данных, хранящихся в бумажном виде, на реестровую модель, что позволит установить единство форматов и атрибутов данных и значительно улучшить работу органов исполнительной власти.

Эксперты обратили внимание в первую очередь на те страны, где правовое регулирование управления данными представляется наиболее развитым и достаточным для дальнейшего детального исследования. Среди них особо выделяются Великобритания, Австралия, Сингапур, Франция, Германия и Эстония.

В европейских государствах со сложившимся правовым регулированием и правовыми традициями в публично-правовой сфере вопросы управления данными являются логичным продолжением развития публичного права. В азиатских странах и, например, Австралии, публичное право только формируется, зато там сформировался сильный государственный аппарат, позволяющий решать вопросы управления данными административными методами.

С учетом наличия у Российской Федерации международно-правовых обязательств как члена Совета Европы, а также близости российской правовой системы к романо-германскому праву, эксперты в первую очередь обратили внимание на модели правового регулирования в области управления данными, которые сформированы в законодательстве государств-членов Европейского союза – Франции, Германии и Эстонии.

Проведенный анализ выявил в этих странах тенденции к большой конкретизации правового режима публичных данных, в том числе включенных в информационные системы. Строго регламентированы вопросы повторного использования публичных данных и монетизации – предоставления данных за плату преимущественно в целях покрытия издержек государства или их использования для оказания платных услуг при одновременном раскрытии информации об основаниях взимания такой платы и методиках ее расчета. Расширен перечень случаев, при которых такие данные подлежат размещению в Интернете в форме открытых данных.

При этом публичные государственные данные и иные аналоги данного термина (например, информация публичного сектора) в различных национальных юрисдикциях понимаются по-разному, например, могут быть ограничены только данными государственных органов, или также охватывать данные различных государственных учреждений, отмечают эксперты.

Наряду с развитием правового режима публичных данных в исследованных странах также происходит конкретизация правового режима персональных данных, включая потребительские данные как одну из их разновидностей.

 Также эксперты отметили тенденцию к принятию законов, регулирующих на системной основе вопросы наделения государственных данных статусом «эталонных» или «базовых», разработке порядка выявления и устранения противоречий в данных, обрабатываемых в разных государственных базах данных и информационных системах, а также к взаимодействию между различными государственными информационными системами.

Подробнее – в обзоре Основных результатов анализа законодательства зарубежных государств и Российской Федерации в области управления данными, описания моделей правового регулирования управления данными. Документ размещен в разделе «НСУД» на сайте АЦ.

Темы статьи

Читайте также

Раздел о НСУД на сайте АЦ дополнен мониторингом новостей

Раздел о НСУД на сайте АЦ дополнен мониторингом новостей

Теперь на сайте Аналитического центра в разделе, посвященном Национальной системе управления данными, можно найти тематический мониторинг публикаций российских СМИ. Первый выпуск подготовлен по итогам I квартала текущего года.