Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Декарбонизация – фактор изменений в сфере автотранспорта

О том, как развитие экологически чистого транспорта влияет на экологию и экономику, на конференции ComTrans 2021 рассказал начальник Департамента отраслей промышленности и экологии Аналитического центра Григорий Микрюков.

«Технологические решения, соответствующие политике декарбонизации, становятся все более массовыми. В частности, в 2021 году наблюдается взрывной рост продаж электромобилей в мире – в первом полугодии доля электромобилей уже достигла почти 9%, максимальная доля – 16% - в ЕС», - сказал Микрюков.

В России, несмотря на общее снижение продаж новых легковых автомобилей в 2019-2020 годах, реализация новых электромобилей росла двузначными темпами. «За 5 месяцев текущего года объем продаж новых электромобилей вырос в 7 раз, а доля электромобилей в общем объеме продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за тот же период достигла 0,1%. В 2020 году она составляла только 0,04%», - отметил эксперт. Однако наша страна по-прежнему значительно отстает от мировых лидеров: на 1 января 2021 года в России зарегистрировано 10,8 тысяч электромобилей, тогда как во всем мире – 10 миллионов.

Развитие экологически чистых видов транспорта в явном виде отражено в государственной политике, подчеркнул Микрюков. В России в августе 2021 года были приняты Концепция развития водородной энергетики, предусматривающая создание и развитие водородного автотранспорта, и Концепция развития электротранспорта (с «дорожной картой») на сумму 600 млрд рублей. В ее рамках также предполагается развитие автомобильного и наземного городского транспорта на водородных топливных элементах. Ранее в 2020 году была утверждена Энергетическая стратегия на период до 2035 года, включающая в том числе увеличение потребления метана на транспорте к 2035 году – до 10-13 млрд куб метров (в 2018 году – 0,68 млрд куб метров).

Микрюков озвучил прогноз Аналитического центра, полученный на основе базового сценария МЭА по численности мирового парка электромобилей: к 2025 году количество электромобилей в России вырастет до 100 тысяч единиц, а к 2030 году – до 320 тысяч. Водородными топливными ячейками могут быть оснащены около 10 тысяч электромобилей к 2030 году. В мире на 1 января 2021 года такими водородными топливными ячейками было оснащено 31,2 тысячи автомобилей.

«Однако повышение экологичности автотранспорта в России приведет лишь к относительно небольшому снижению выбросов парниковых газов, - считает Микрюков. – Надо учесть, что доля транспорта в общем объеме выбросов парниковых газов в России невелика, и постепенное повышение «экологичности» в рамках Концепции развития электротранспорта на период до 2030 года, по нашим расчетам, может снизить объемы выбросов от транспорта на 10-15% к 2030 году, то есть на 25-40 млн т CO2-эквивалента в год».

Одним из драйверов роста парка электротранспорта в России может стать коммерческий сегмент, считает эксперт, поскольку именно там производится почти половина всего объема выбросов парниковых газов от автотранспорта. «В Москве реализуется программа по переводу автобусного парка на экологичное топливо, - напомнил Микрюков. – На начало 2021 года в городе эксплуатировалось 600 электробусов, к 2024 году их будет уже 2,2 тысячи, что составит примерно треть всего объема автопарка, а к 2030 году весь автобусный парк Москвы будет переведен на электробусы».

Эксперты
Темы статьи

Читайте также

Для снижения уровня парниковых газов важен поглощающий потенциал экосистем

Для снижения уровня парниковых газов важен поглощающий потенциал экосистем

«Климатическая повестка определяет вызовы российской экономики, - заявил руководитель Департамента отраслей промышленности и экологии Аналитического центра Григорий Микрюков на XII Международном форуме «Экология». - Введение трансграничного углеродного регулирования на импорт в ЕС, планируемое с 2023 года, создает риски для российской промышленности, которая является одной из высокоуглеродоемких».