Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Covid-кризис может стать триггером для развития EdTech-индустрии в России

Пандемия COVID-19 и вызванные ею ограничения привели к небывалому спросу на технологии цифрового образования: в 1 квартале 2020 года число загрузок образовательных приложений в мире выросло на 45%. Темпы роста российского EdTech-рынка очень высоки, хотя он находится на начальном этапе развития. Какие перспективы и риски существуют в российском сегменте индустрии и нуждаются ли отечественные игроки рынка в государственной поддержке? Об этом говорили участники видеоконференции, организованной Аналитическим центром.

Координатор проектов Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра Георгий Багаев рассказал, что нацпрограмма ставит амбициозные цели, которые являются серьезным вызовом для российских EdTech-стартапов. «В частности, доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики до 2024 года, должна вырасти до 40%», - пояснил Багаев. Однако, по его словам, достижение целей тормозит ряд негативных факторов: системе образования не хватает цифровых технологий, в школьном и вузовском образовании не сформирована смешанная модель из традиционных подходов и современных технологий. Кроме того, отсутствует единая интуитивно понятная цифровая среда.

О проблемах действующих EdTech-программ рассказала начальник отдела инноваций и партнерств в Московской электронной школе ДИТ Москвы Виктория Левицкая. Она отметила, что стартапы в индустрии угасают на уровне минимальной жизнеспособности или не выдерживают конкуренции с гигантами, в отрасли нет прозрачной схемы пути нового образовательного продукта «от идеи до школьной парты». Кроме того, рынок базовых предметов перенасыщен, а за узкопрофильные специализации берутся единицы.

Эксперт предложила участникам EdTech-индустрии сфокусироваться на сложных технологиях: интерактивных картах, виртуальных лабораториях и опытах, разрабатывать цельные курсы с обратной связью от учеников и быть готовыми к переработке и улучшению продукта.

Разработчики цифровых решений должны помнить, что их конечными потребителями являются учителя и родители, которые выбирают образовательные программы, и дети, которые ими пользуются, добавила международный эксперт в сфере образования Наталия Киселева. По ее словам, технологии, которые предлагает Ed-Tech-индустрия, не соответствуют действующим образовательным регламентам и делают интерактивное обучение более качественным. «EdTech сегодня – это просто оцифрованный контент, а не организация образовательного процесса. Он замещает учителя, но не дополняет учебный процесс», - рассказала Киселева.

Участники конференции выделили и ключевые тенденции в сфере EdTech. Руководитель EdMarketLab Нетологии Групп Анастасия Карпова назвала такие тренды как мобильное обучение, микрообучение, применение искусственного интеллекта и сближение обучения с трудоустройством. Также она отметила, что пандемия дала дополнительный стимул для развития отрасли в России и в долгосрочной перспективе рынок займут крупные компании, готовые конкурировать за клиентов в условиях снижения покупательской способности. «Крупнейшие digital-игроки стремятся выстраивать бесшовные продуктовые линейки образовательных проектов, создавая свои или покупая независимые проекты. В этой концепции Lifelong learning - это уже не манифест, а путь клиента», - добавила Карпова.

Большинство экспертов согласились, что ключевыми условиями дальнейшего развития EdTech в России являются создание максимально прозрачных правил игры, обязательная институализация индустрии и создание правовых норм. «В целом рынок не нуждается в серьезной государственной поддержке и может развиваться за счет существующих сквозных общесистемных инструментов», - резюмировал руководитель организационно-аналитического направления Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра Евгений Кочетков.

Темы статьи