Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Цели устойчивого развития включены во внутреннюю политику России

Переход к устойчивому развитию в России был запущен задолго до утверждения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН, которое состоялось в 2015 году. О том, как национальные цели России перекликаются с ЦУР в авторской статье в «Российской газете» рассказали заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко и начальник Управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра Ксения Банникова.

Еще в 1996 году президент Российской утвердил Концепцию перехода страны к устойчивому развитию, которая была направлена на обеспечение баланса в решении социально-экономических задач и задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей людей, поясняют эксперты.

В настоящее время меры, направленные на достижение ЦУР в России, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития.

Анализ, который проводился Аналитическим центром весной 2020 года, 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно затрагивали 107 из 169 задач, определенных в документе ООН.

Сейчас идет процесс корректировки нацпроектов с учетом национальных целей развития до 2030 года, которые были утверждены указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года. Авторы статьи пишут, что новые национальные цели развития напрямую перекликаются с ЦУР, в том числе в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения достойного эффективного труда и успешного предпринимательства.

Что касается иных программных и стратегических документов, которые напрямую влияют на решение задач устойчивого развития, помимо национальных проектов можно отметить, в частности, следующие: доктрину продовольственной безопасности России, государственные программы «Развитие образования», «Доступная среда», «Содействие занятости населения», «Комплексное развитие сельских территорий».

Также эксперты отметили, что пандемия коронавируса и вводимые вследствие нее карантинные ограничения оказали влияние не только на ЦУР «Хорошее здоровье и благополучие», но и на показатели доходов и занятости населения, динамику ВВП. Тем самым пандемия влияет и на достижение ЦУР «Ликвидация нищеты» и «Достойная работа и экономический рост».

По данным Росстата, за II квартал 2020 года среднедушевые доходы населения сократились на 4,8% по сравнению с тем же периодом 2019 года. За первое полугодие падение составило 0,4%. Реальные денежные доходы населения за первое полугодие сократились на 3,1% в сравнении с тем же периодом 2019 года.

Что касается рынка труда, то тут негативный эффект наблюдался во II квартале 2020 года: уровень безработицы составил 6% по сравнению с тем же периодом 2019 года. ВВП в текущих ценах за II квартал 2020 года, по данным Росстата, сократился на 11,8%, а в ценах 2016 года - на 13,8%. Тем не менее во время пандемии коронавирусной инфекции получили возможности для развития отдельные сегменты экономики, поясняют авторы статьи. Прежде всего это цифровизация в таких сферах, как трудовая деятельность (возможность удаленной работы может способствовать расширению занятости для всех групп населения), образование (расширение доступа к образованию для всех).

Одним из перспективных трендов развития после пандемии является и урегулирование трудовых отношений при удаленной работе сотрудников.

Выделить по важности какие-либо из 17 целей в области устойчивого развития сложно, считают эксперты. Важны все цели и задачи. Причем они взаимосвязаны между собой - устойчивое развитие предполагает объединение всех трех аспектов жизни населения - социальный, экономический, экологический. Как показал анализ материалов в рамках подготовки российского Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, по каждой ЦУР есть так называемые «точки роста». Это задачи, которые нужно решить для дальнейшего достижения поставленных на международном уровне целей, поясняют авторы. Например, это и ускорение роста производительности труда, и устранение различий в распределении доходов населения, в том числе в региональном разрезе.

В последние годы Россия демонстрировала значительные успехи по достижению таких ЦУР, как «Ликвидация нищеты», «Качественное образование», «Достойная работа и экономический рост». Пандемия коронавира, конечно, внесла свои коррективы в эти результаты, а значит, потребуются дополнительные усилия и меры для возврата на заданные ранее траектории роста, добавляют эксперты.

Правительство России предложило и реализовало целый ряд мер господдержки для минимизации ущерба от пандемии в основных отраслях индустрии и социальной сфере. В марте 2020 года был утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Он был направлен в том числе на:

- мониторинг и обеспечение населения товарами первой необходимости и поддержки населения (в том числе это механизмы поддержки достаточности запасов социально значимой продукции в торговых организациях, поддержка занятости путем проведения переобучения и повышения квалификации населения, разрешение дистанционной торговли безрецептурными лекарствами и медизделиями);

- поддержку отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (в том числе финансовая поддержка организаций транспорта, предоставление отсрочки по налоговым платежам);

- поддержку малого и среднего предпринимательства (мораторий на проверки, увеличение капитализации региональных микрофинансовых организаций для охвата льготными микрозаймами субъектов МСП).

Кроме того, был разработан проект Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Он предусматривает реализацию большого спектра мер:

- по социальной поддержке населения (адресные денежные выплаты, помощь потерявшим работу, в том числе в части переобучения и переквалификации);

- по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (например, снижение тарифов страховых взносов);

- по поддержке отраслей промышленности, транспорта, связи и телекоммуникаций, ТЭК, строительства, туризма.

Согласно Плану восстановления в 2020-2021 годах предполагается направить на поддержку национальной экономики и населения около пяти триллионов рублей. 14 июля 2020 года состоялась презентация первого российского Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. На ней министр экономического развития России Максим Решетников проинформировал, что из этой суммы 3,26 триллиона рублей предусмотрено для социальной поддержки населения, поддержки малого и среднего бизнеса, а также системообразующих компаний и предприятий из наиболее пострадавших отраслей экономики, для предоставления государственных гарантий, для поддержки и балансирования бюджетов субъектов России.

Эксперты
Темы статьи
Источник

Читайте также

ЦУР не могут быть реализованы без участия местных властей

ЦУР не могут быть реализованы без участия местных властей

Презентация Россией Добровольного национального обзора по Целям устойчивого развития до 2030 года положила начало работы над реализацией ЦУР. Какие условия необходимо выполнить для достижения целей в России, обсудили участники видеоконференции «Национальная адаптация ЦУР: международный опыт и рекомендации для России», организованной Аналитическим центром.
Эксперт: ЦУР нашли отражение в целях развития России до 2030 года

Эксперт: ЦУР нашли отражение в целях развития России до 2030 года

Процесс подготовки Добровольного национального обзора стал триггером для налаживания диалога по вопросам устойчивого развития между бизнесом и государственными органами, а также позволил сформулировать рекомендации по дальнейшей работе по ЦУР в России. Об этом рассказала начальник Управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра Ксения Банникова на конференции «Нефинансовая отчетность и устойчивое развитие», организованной изданием «Ведомости».
Радченко: ЦУР в России должны быть интегрированы в стратегические документы

Радченко: ЦУР в России должны быть интегрированы в стратегические документы

Цели и задачи устойчивого развития должны быть интегрированы в программные и стратегические документы. Такое мнение высказала заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко, выступая на онлайн-конференции, посвященной итогам работы Политического форума высокого уровня ООН в Нью-Йорке, где был представлен первый российский Добровольный национальный обзор по Целям устойчивого развития до 2030 года.