Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Беспилотные авиационные системы открывают новую эру авиации

Беспилотная авиация – глобальный этап развития отрасли, имеющий большой потенциал и в коммерческом, и государственном секторах. Однако активное применение беспилотных авиационных систем (БАС) в России тормозит ряд стоп-факторов. Об этом говорили участники круглого стола, организованного Аналитическим центром.

«Сегодня наступила 3-я эра авиации, когда происходит постепенный переход к высокоавтоматизированным способам управления и контроля: и пилот, и диспетчер находятся на земле и оттуда управляют судном, - отметил генеральный директор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. – Традиционная авиация уже является высокоавтоматизированной, и весь мир думает о переходе в 4-ю эру, где решения будет принимать не человек, а алгоритмы или искусственный интеллект».

Российский рынок беспилотной гражданской авиации, по его мнению, имеет огромный потенциал развития. Так, если в 2004 году объем рынка составлял несколько миллионов рублей, то в 2019-2020 годах он вырос до 5-6 млрд рублей. «К 2030 году рынок может составить 180 млрд рублей. Первая точка роста – перевод к 2023 году процедуры контрольных просмотров на цифровую основу. Следующая ожидаемая точка роста – 2026 год, будут разработаны и сертифицированы киберзащищенные программно-аппаратные решения по DAA, С3, навигации, наблюдению и связи», - рассказал Бабинцев.

Эксперт считает, что развитие беспилотной авиации тормозит отсутствие правовой определенности. «Еще одна причина – в медленном внедрении ключевых системных технологий, которые обеспечивают безопасность полетов и предупреждают их несанкционированное использование. Это то, что волнует и авиационные власти, и силовые структуры», - добавил он.

Тема государственного регулирования вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов является наиболее острой для участников рынка. Часть экспертов считает, что для предупреждения противоправных действий с применением беспилотников регулирование оборота таких воздушных судов в стране необходимо приравнять к обороту оружия. Другие отмечают, что эта мера не повлияет на противоправное применение БАС, но затормозит развитие коммерческого сектора.

«Для обеспечения безопасности полетов у нас есть процедуры сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов, а также возможность использовать лучшие мировые практики в части применимых требований к летной годности и охраны окружающей среды», - рассказал начальник отдела промышленного развития воздушного транспорта Департамента государственной политики в области гражданский авиации Минтранса России Антон Никифоров. По его мнению, на все БАС необходимо в принудительном порядке установить специальные технические приспособления. «Эти приборы позволят принудительно прерывать полеты беспилотников либо перехватывать управление над ними для пресечения противоправных действий», - пояснил Никифоров.

Президент Международного консультативного агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников добавил, что развивать беспилотную авиацию необходимо параллельно с пилотируемой, не отделяя одно от другого. Приоритеты развития БАС, по его мнению, должны основываться на регламентах традиционной авиации и соответствовать тем же требованиям к безопасности полетов, подготовке кадров, сертификатам эксплуатанта и летной годности.

Также, по мнению участников дискуссии, рост рынка тормозит слабая проработка в документах стратегического планирования вопросов развития БАС и запаздывание реакции государства на появление новых технологий, сценариев ее применения и на проактивные предложения бизнес-сообщества. При этом применение беспилотников возможно во многих сферах, в том числе стратегически и социально значимых – для перевозки биоматериалов, охраны лесов, контроля пожаров, защиты от незаконной вырубки, борьбы с вредителями на полях, пересылки почтовых отправлений и т.д.

Участники круглого стола предложили создать Координационный центр по вопросам развития беспилотной авиации с необходимым функционалом координации отраслевых стратегических и нормотворческих инициатив, согласования проектов нормативных актов.

1 из 10

Темы статьи