Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Автомобильные дороги
Сергей Караваев
Руководитель направления

Горизонт применения новых IT-технологий в дорожной отрасли расширяется

О том, каковы приоритеты цифровизации дорожной отрасли сегодня и в обозримой перспективе и почему важно достичь понимания между госструктурами и предпринимателями, в интервью журналу «Автомобильные дороги» рассказал руководитель направления Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Сергей Караваев.

Дорожное хозяйство – широкий и, вне сомнений, перспективный полигон для применения цифровых технологий, считает Караваев. Вопросы выполнения дорожных работ, управления транспортными потоками, повышения безопасности движения и перевозок, развития сервисов для пользователей, например «умной навигации», требуют активного расширения цифровизации отрасли.

Цифровая трансформация транспортного комплекса необходима не только для участников транспортного процесса. Сведения о транспортных корреспонденциях, о масштабах и направлениях ежедневной миграции позволяют бизнесу корректнее учитывать поведение и потребности потенциальных клиентов.

По словам Караваева, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагал разнонаправленное внедрение интеллектуальных транспортных средств: оснащение отдельными элементами ИТС участков дорог как федерального, так и регионального значения, обеспечение движения беспилотных автомобилей, применение энергосберегающих технологий для освещения дорожного полотна.

В части внедрения ИТС в агломерациях эксперт отметил, что Минтрансом России утверждена методика оценки и ранжирования проектов, уже проведено несколько конкурсов по созданию на территории городов ИТС. В этих условиях можно надеяться на завершение полного комплекса работ к 2024 году во всех 104 агломерациях. Это позволит не допускать появления пробок на автодорогах, повысить безопасность и комфортность дорожного движения.

В России дорожные работы и эксплуатация дорожной сети осуществляются в основном за счет бюджетных средств, отметил Караваев. Поэтому государство играет руководящую роль и в вопросах цифровизации отрасли, но тема партнерства государства и бизнеса является одной из основных. Привлечение и увеличение внебюджетного софинансирования в рамках цифровизации дорожного хозяйства – обязательные условия. А выбор формы сотрудничества зависит от конкретной ситуации.

В отдельных регионах, например, выстроена система сотрудничества по установке и эксплуатации камер фотофиксации нарушений ПДД в рамках договоров концессии. Система «Платон» создана за счет частных средств и позволяет увеличивать доходы дорожного фонда. Другое направление – предоставление заинтересованным бизнес-игрокам обезличенных сведений о характеристиках транспортного потока и корреспонденций. А во внедрении ВIМ-технологий при проектировании и строительстве дорожных объектов должны быть заинтересованы как государство, так и сами подрядчики, причем последние – в первую очередь.

Примеры перспективных направлений внедрения «цифры» в дорожную отрасль уже сегодня весьма многочисленны. Это создание единой цифровой базы данных обо всех дорогах страны, основанной на глубокой диагностике полотна автомобильной дороги. Оптимизация процессов планирования дорожных работ, проектирования и строительства и эксплуатации дорог, контроля выполненных работ. То есть от диагностики автодорог и внедрения BIM-технологий до мониторинга работы техники на строительной площадке или, например, распределения реагента после уборки снега на УДС. Мониторинг состояния сети, мониторинг выбросов в атмосферу, отслеживание оборота корреспонденций и ряд других сфер. 

Горизонт применения новых IT-технологий будет постоянно расширяться. В целом цифровизация должна привести к бесшовному взаимодействию «умного» транспортного средства с «умной дорогой». 

Подробнее - в журнале «Автомобильные дороги»

Темы
Источник
Автомобильные дороги