Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Российская газета
Виктория Гимади

Государство поддерживает переход на газомоторное топливо

Начальник Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра Виктория Гимади прокомментировала Российской газете ситуацию с переводом автомобильного транспорта с бензина и дизеля на компримированный газ (КПГ).

Природный газ является более экологичным видом топлива, чем бензин или дизтопливо. Его использование обеспечивает снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в 2-9 раз в зависимости от вида токсичного вещества, рассказала Гимади.

По словам эксперта, наиболее перспективными являются регионы с хорошо развитой газотранспортной инфраструктурой, с высокой численностью населения или имеющие значительные транспортные, туристские или миграционные потоки. На сегодняшний день в числе передовых регионов по использованию природного газа в качестве моторного топлива можно выделить Республики Татарстан и Башкортостан, Свердловскую область, целый ряд южных регионов - Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую и Волгоградскую области.

Основным фактором окупаемости АГНКС является уровень загрузки станции, а в структуре затрат ощутимое влияние на окупаемость оказывают стоимость земли и подключения инженерно-технических коммуникаций. «Приемлемый уровень загрузки станции заправки КПГ - не менее 65% от проектной мощности, при этом в среднем в России он не выше 40%, - цитирует РГ Викторию Гимади. -  Пока не вырастет число потребителей, загрузка вряд ли увеличится. Необходимый уровень при сохранении текущих темпов роста рынка может быть достигнут к 2025 году».

В период 2013-2019 годов основной упор делался на коммерческих потребителей газа – крупные транспортные предприятия (пассажирские перевозки), корпоративный транспорт (например, ПАО «Газпром» и  ПАО «Транснефть» осуществляют программы по переводу автопарка на природный газ, планы по такому переводу также  озвучивали также АО «Почта России» и ОАО «РЖД»). Однако в целях обеспечения экономически оправданного уровня загрузки газозаправочной инфраструктуры требуется привлечение личного транспорта. Так, с 2019 года реализуется программа субсидирования затрат на переоборудование техники для использования природного газа в качестве моторного топлива. Кроме того, на сегодняшний день отечественные производители уже предлагают широкий перечень автотранспорта на природном газе (ПАО «Автоваз», ООО «УК Группа ГАЗ», ПАО «УАЗ»), на продажу которых также направлена государственная поддержка (производители ГМТ техники получают субсидии из федерального бюджета с целью компенсации размера скидки, предоставляемой покупателям).

Разработка мер стимулирования развития рынка газомоторного топлива осуществляется в тесном взаимодействии региональных и федеральных органов исполнительной власти. По аналогии с федеральными программами более чем в 50 субъектах Российской Федерации разработаны документы стратегического планирования и нормативные правовые акты в области развития рынка газомоторного топлива, предусматривающие,  в том числе, льготы по транспортному налогу и субсидии на переоборудование транспортных средств.

Говоря о перспективах, Гимади также отметила, что в рамках госпрограммы «Развитие энергетики» в 2020-2024 годах  предусмотрено выделение более 19 млрд руб. на софинансирование строительства объектов газозаправочной инфраструктуры (АГНКС и криоАЗС), переоборудование существующей автомобильной техники для использования газомоторного топлива. В 2020 году объем финансирования из федерального бюджета в рамках указанной госпрограммы должен составить около 5 млрд руб. (средства выделяются субъектам Российской Федерации для софинансирования региональных программ).

Минпромторг России в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» осуществляет предоставление субсидии из федерального бюджета производителям техники, использующий природный газ в качестве моторного топлива (уровень поддержки из федерального бюджета – 3,3 млрд руб. в 2020 году).

Темы
Источник