Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

КоммерсантЪ
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя (с июня 2016 по январь 2021 гг.)
Татьяна Радченко

Главными различиями между ДНО и ДГО стали цели их подготовки

Заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко объяснила «Коммерсанту» различия между Добровольным национальным обзором достижения целей устойчивого развития (ЦУР), Добровольным гражданским обзором и тематическим отчетом Счетной палаты.

В июле текущего года Россия впервые отчитывалась о прогрессе в достижении ЦУР на Политическом форуме ООН, рассказала Радченко. На нем каждая страна рассказывает о своем опыте, успехах и вызовах при реализации Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года и ее 17 целей.

Подготовкой ДНО занимался Аналитический центр в партнерстве с Минэкономразвития, МИД России, Росстатом и другими госорганами. Были созданы 17 рабочих групп — по одной для каждой из ЦУР, в которых представители более 450 организаций, органов власти, науки, бизнеса, гражданского общества в течение года публично обсуждали отдельные главы обзора и его полный текст.

Радченко отметила, что ДНО посвящен анализу не только динамики количественных показателей, характеризующих достижение ЦУР, но и мер госполитики, проектов институтов развития, исследовательских и общественных организаций и бизнеса. Они логично дополняют друг друга, поскольку достижение количественных показателей устойчивого развития обеспечивается именно за счет реализации соответствующих мер и проектов. Например, меры социальной поддержки населения, социальные контракты, материнский капитал способствуют сокращению доли малоимущего населения и росту доходов семей с детьми. Реализация программы «Доступная среда» способствует получению высшего образования. Создание системы быстрых платежей нацелено на повышение доступности финансовых услуг для населения.

ДНО России получился одним из самых объемных. Но в него вошли далеко не все достижения нашей страны. Мы не хотели распыляться и концентрировались на основных. Среди них — снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, низкий уровень распространенности недоедания (1,6% лиц старше 18 лет в 2018 году), ускорение темпов роста ВВП, стопроцентное обеспечение населения электроэнергией, принятие Парижского соглашения и другие.

Параллельно с работой над официальным обзором группа экспертов, среди которых были и участники тематических рабочих групп, вела подготовку альтернативного обзора достижений ЦУР в России — так называемого Добровольного гражданского обзора (ДГО).

Главными различиями между ДНО и ДГО стали цели их подготовки. Если ДНО предназначен для представления достигнутого прогресса, результатов решения задач устойчивого развития, а также перспектив достижения ЦУР в стране, то ДГО направлен на выработку рекомендаций и предложений представителей гражданского общества для органов власти по мерам достижения ЦУР. Основной фокус ДГО смещен на выявление проблем и вызовов для достижения устойчивого развития в России, а также на описание существующего опыта организаций гражданского общества в их решении.

Помимо этого отчет подготовила и Счетная палата РФ. В нем проанализирована система госуправления по внедрению повестки устойчивого развития за 2019 год и истекший период 2020-го. Там также представлены рекомендации правительству по достижению ЦУР ООН. Речь идет, в частности, о необходимости интеграции приоритетных положений Повестки-2030 в стратегические документы страны и утверждение долгосрочных комплексных национальных целей развития, распределении сферы ответственности органов власти в рамках реализации Повестки-2030, определении ведомства, ответственного за организацию деятельности по ее реализации.

Безусловно, каждый из обзоров имеет неоспоримую пользу, считает Радченко. Они не противоречат, а дополняют друг друга. ДНО создан для демонстрации и подтверждения на международной арене приверженности России принципам и целям устойчивого развития, достигнутых результатов. Он отвечает на вопрос о том, что изменилось в стране с 2015 года, когда были утверждены ЦУР. Отчет Счетной палаты и ДГО дают органам власти рекомендации и предложения по выстраиванию дальнейшей работы по ЦУР в целом и по каждой из целей в частности.

Диалог, который выстроился между экспертами, гражданским обществом и органами власти, может стать основой для дальнейшей работы по мониторингу достижения ЦУР в стране. В идеале это может быть ежегодный внутристрановой мониторинг (без представления обзоров в ООН), который объединил бы подходы ДНО и ДГО к анализу результатов достижения целей и задач устойчивого развития и динамики их показателей.

На сегодняшний день уже заметны шаги, которые будут способствовать достижению ЦУР в России. Указом президента РФ №474 от 21 июля 2020 года утверждены национальные цели развития страны на период до 2030 года, которые напрямую перекликаются с ЦУР,— это и сохранение населения, здоровья и благополучия людей, и создание комфортной и безопасной среды для жизни, и обеспечение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства. Запущена работа по корректировке нацпроектов для достижения национальных целей развития. И если раньше горизонт планирования в России (с учетом национальных проектов) был ограничен 2024 годом, то сейчас появились четкие ориентиры до 2030-го, что соответствует горизонту планирования Повестки-2030.

По оценкам Аналитического центра, на начало 2020 года нацпроекты в зависимости от консервативности оценки покрывали от 35% до 67% ЦУР. После того как будут утверждены новые показатели, такую оценку нужно будет делать повторно, и, возможно, эти цифры возрастут.

Темы
Источник