Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

ТАСС
Сергей Дягилев

Развитие объектов транспортной инфраструктуры поможет восстановлению экономики после COVID-19

«Без нарастающих темпов ввода в эксплуатацию новых объектов транспортной инфраструктуры и их модернизации Россия в перспективе не сможет реализовать необходимые высокие темпы развития экономики, транзитный потенциал и обеспечить необходимую транспортную мобильность населения», - считает заместитель начальника Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Сергей Дягилев.

Своим мнением о том, почему транспортные инвестпроекты сегодня так важны для экономики страны, он поделился с корреспондентом ТАСС.   

Благодаря общенациональному плану восстановления российская экономика уже через полтора года должна преодолеть последствия эпидемии и вернуться к устойчивому росту, напоминает ТАСС. Особую роль в плане занимают транспортные стройки, которые напрямую являются частью профильных нацпроектов, — это ремонт и строительство автодорог, развитие транспортных коридоров, расширение БАМа и Транссиба, реконструкция аэропортов, модернизация водных путей и строительство ледоколов.

Масштабная роль транспортных проектов в общенациональном плане закономерна: транспортному строительству отводится роль антикризисной меры со времен выхода из Великой депрессии в США в 1930-х и послевоенного восстановления в Европе. «В Китае, США, а также некоторых странах Европы уже возобновлены стройки и выработаны дополнительные планы вложений в транспортную инфраструктуру. Германия на днях анонсировала пакет антикризисных мер в виде госинвестиций в цифровую инфраструктуру и железнодорожный транспорт на сумму 28 млрд евро», – рассказал Дягилев.

Именно по принципу масштаба влияния на экономику как в ходе строительства, так и в ходе эксплуатации выбирались проекты из КПМИ, напомнил он и добавил, что к эффектам крупных транспортных строек относятся возможность выхода на новые рынки, увеличение транспортной доступности, повышение скорости перевозок и, как следствие, сокращение транспортных издержек и снижение конечной стоимости перевозимой продукции и пассажирских билетов.

Так, например, автотрасса Москва — Казань не просто свяжет города Среднего Поволжья со столицами страны и региона, но и привлечет около 70 млн тонн грузов только во внутреннем сообщении и поможет созданию дополнительных 40–50 тыс. рабочих мест. Развитие БАМа и Транссиба не только позволит задействовать 300–400 тыс. человек на работах по железнодорожной сети протяженностью свыше 12 тыс. км, но и будет способствовать экспорту с основных месторождений Сибири и Дальнего Востока угля, железных, медных и полиметаллических руд. Освоение арктических территорий России, строительство нового атомного ледокольного флота обеспечат как национальную безопасность, так и возможность реализации крупных углеводородных проектов по транспортировке сжиженного природного газа и нефти.

Но даже попадание в общенациональный план не гарантирует проектам полноценный зеленый свет. На сегодняшний день никаких сокращений расходной части бюджета не предусмотрено, а дополнительные средства планируется привлекать из Фонда национального благосостояния и новых заимствований. Как отмечает Дягилев, помимо финансирования потребуется проработка вопросов обеспечения. «Не во всех регионах имеются свободные мощности и необходимый объем трудовых ресурсов, понадобится четкий план потребности в строительной технике, безопасные и эффективные меры привлечения трудовых ресурсов и т.п.», — считает он.

Основная роль транспорта — обеспечение функционирования экономических процессов в стране. Его бесперебойная работа обеспечивает товарообмен, транспортную подвижность населения, пространственную связность страны, геостратегическую безопасность и является условием для развития большинства иных отраслей экономики, отмечает Дягилев.

Однако необходимо учитывать, что при большой площади Россия уступает большинству развитых стран в плотности транспортной сети. «Китаю в плотности автодорожной сети Россия уступает более чем в три раза, в плотности железнодорожной сети — на треть, — говорит эксперт. — Таким образом, без нарастающих темпов ввода в эксплуатацию новых объектов транспортной инфраструктуры и их модернизации Россия в перспективе не сможет реализовать необходимые высокие темпы развития экономики, транзитный потенциал и обеспечить необходимую транспортную мобильность населения». Поэтому, по мнению эксперта, развитие объектов транспортной инфраструктуры должно стать одной из приоритетных задач для преодоления масштабного экономического кризиса, вызванного COVID-19.

Темы
Источник