Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Российская газета
Александр Малахов
Эксперт
Александр Малахов

Информация о наших действиях дает нам доступ ко многим электронным сервисам

«Анонимность в интернете - это миф, но в отсутствии анонимности нет ничего катастрофичного. Фактически информация о наших действиях дает нам доступ ко многим электронным сервисам», - рассказал журналисту «Российской газеты» начальник Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Александр Малахов.

Безусловно, персональные данные должны быть соответствующим образом защищены, а защита – соответствовать потенциальной угрозе и вреду, уверен аналитик. Имя, город проживания и фото в социальной сети в общем случае вреда не наносят, а вот публикация паспортных данных или данных дебетовой/кредитной карты создает существенные риски. Информацию о нас сегодня собирает множество устройств – смартфоны, умные телевизоры, автомобили, интернет-сайты и т.д. Этот срез информации по отдельному человеку в принципе мало кому интересен, да и просматривается не людьми, а роботами – компьютерными алгоритмами. «Вся эта информация нужна для вполне конкретной цели: наиболее эффективно стимулировать вас на покупку тех или иных товаров и услуг», – подчеркнул Малахов.

Персональные данные должны быть защищены, а защита – соответствовать потенциальной угрозе и вреду

«Бытует такой подход: если информация обо мне – это актив, ее кто-то собирает, продает и покупает, то логично, чтобы я получал с этого часть прибыли, – продолжил эксперт. – Но будем честны: вы уже имеете «компенсацию» в виде удобных цифровых сервисов, которыми вы пользуетесь ежедневно совершенно бесплатно. Электронная почта, карты и навигаторы, социальные сети, мессенджеры и многое другое – это разработки, которые стоят огромных денег и за которые вы ничего не платите. Если ввести на них подписку хотя бы по 50 рублей в месяц, то только за пользование соцсетями и мессенджерами набежит сумма в 500 рублей ежемесячно».

Само отношение к анонимности изменилось, уверяет эксперт. «Было бы странно ожидать, что сайт по продаже спортивных товаров не будет предлагать вам рекламу беговых кроссовок, если у вас есть активный тематический аккаунт, фотографии ваших пробежек лежат в соцсетях и вы регулярно рассматриваете кроссовки в интернете».

Другая сторона медали – цифровая грамотность, которая сегодня сродни гигиене. Риск подцепить болезнь не останавливает нас от выхода на улицу, но заставляет следовать простым и понятным с детства правилам типа «мой руки перед едой».

В вопросе защиты персональных данных также должны работать «правила гигиены». Им надо обучаться и их надо соблюдать

В настоящий момент Малахов оценивает уровень цифровой грамотности населения как низкий, однако считает, что работу в этом направлении необходимо вести системно, не уходя в популизм.

«Речь не идет о бездумной публикации персональных данных, но их защита должна быть соразмерна угрозам и потребностям для роста отрасли. Охота на ведьм в этом вопросе бессмысленна», - заключил эксперт.

Темы
Источник

Читайте также

Проект «Цифровой профиль» требует доработки законодательства

Для реализации проекта цифрового профиля нужно устранить правовую проблематику. Об этом заявил начальник Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Александр Махалов в эфире РБК-ТВ.

РБК ТВ
Глеб Покатович
Первый заместитель руководителя (с августа 2018 по декабрь 2020 гг.)

Закон «О персональных данных» станет понятнее

Кому принадлежат персональные данные – решили разобраться журналисты РБК ТВ в связи с подготовкой проекта поправок в закон «О персональных данных». Бизнесмены могут получить новые права в обращении с данными, и для них поправки выгодны, но как быть субъектам данных – то есть гражданам страны.

РБК ТВ