Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Ведомости
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя
Татьяна Радченко

Параллельный импорт нужно легализовать поэтапно

Параллельный импорт нужно легализовать, но поэтапно, считает заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко. «Нужно отобрать несколько товаров и посмотреть на эффект», - подчеркнула она в беседе с журналистом «Ведомостей».

Такими первоочередными товарными категориями, по мнению эксперта, могли бы стать «одежда, обувь, сумки и головные уборы», «аксессуары», «печатная и полиграфическая продукция», «бумажная продукция», «текстильные материалы и текстильные изделия», «оптические инструменты и аппараты» и «фото- и кинотовары». Это товары массового спроса, и пилотирование позволит выявить ценовые эффекты, а именно посмотреть, как себя будут вести розничные и оптовые цены. В этих товарных категориях не столь велик объем инвестиций иностранных правообладателей на территории России, а значит  риски негативного влияния на окупаемость проектов снижаются. К тому же, считает эксперт, необходимо отбирать товарные категории с большой долей «защищаемого» импорта в общем объеме импорта. Фактически речь должна идти о импортозависимых рынках.

«Но есть риск снижения стимулов инвестировать в развитие брендов, а также роста теневого сектора, - добавляет Радченко. - Например, легализация параллельного импорта на фармацевтических рынках ЕС оказалась удачной, а опыт Израиля – нет».

Пока же иностранные инвесторы активно защищают свои позиции: по оценкам Аналитического центра, за 2014–2015 гг. в Россию было импортировано продукции под защищенными брендами на 64 млрд долларов США, экспортировано – на 3,2 млрд долларов США. В стоимостном выражении доля защищенного импорта превысила 13%, а экспорта – лишь 0,4%.

Последние исследования, проведенные Аналитическим центром, показали, что инвестиционные решения в России совершенно не связаны с тем, легализован ли параллельный импорт или нет. До 2002 года в России действовал международный режим исчерпания прав собственности на товарные знаки. Анализ объемов инвестиций показал, что наибольшая доля инвестиций со стороны компаний-правообладателей в общем объеме инвестиций в небанковский сектор приходится на период до введения национального режима исчерпания прав на товарные знаки (т. е. до 2003 года). В период с 1999 по 2002 год доля инвестиций правообладателей в производство в последующем «защищаемых» брендов составила не менее 5,1% в общем объеме инвестиций за данный период. Доля инвестиций правообладателей в производство «защищаемой» продукции в период с 2003 года по 2016 год согласно проведенной оценке находится на уровне 3,5% от всего объема инвестиций. Таким образом, инвестиционное поведение компаний-правообладателей в большей степени объясняется улучшением общей экономической ситуации в России, ростом доходов населения, формированием массового спроса на продукцию, а также девальвацией рубля и относительным снижением издержек производства на территории России, нежели действующим режимом исчерпания.

Источник: Ведомости

Фото с сайта vedomosti.ru

Темы
Источник
Ведомости