Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

КоммерсантЪ
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя (с июня 2016 по январь 2021 гг.)
Татьяна Радченко

Третий год подряд мы наблюдаем все более сдержанные оценки конкуренции

«Третий год подряд мы наблюдаем все более сдержанные оценки конкуренции, в первую очередь, среди малого бизнеса, работающего на локальных рынках: продолжает снижаться доля участников опроса, указывающих на наличие высокой или очень высокой конкуренции (53 % в 2015 году и 48 % в 2017 году), а также доля тех, кто отмечает рост числа конкурентов (49 % в 2017 году против 58 % в 2015 году)», - сказала заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко в беседе с корреспондентом Ъ.

Комментируя доклад «Оценка состояния конкурентной среды в России», опубликованный на днях Аналитическим центром, эксперт отметила ряд позитивных тенденций. Российский бизнес планирует расширение своей деятельности. Доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки в ближайшие 3 года, составила 25 %, в то время как в 2016 году она составляла 27%. Также устойчиво высокая доля тех, кто в течение последних 3 лет использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности своей продукции. Второй год подряд так отвечают 97% бизнеса. Эксперт напомнила, что доля тех, кто не прибегал к каким-либо методам повышения конкурентоспособности, в 2015 году составляла 5%, а в 2014 году (в период большей экономической стабильности) – 10%. Это, по мнению эксперта, говорит о том, что кризисные явления мотивируют бизнес если не уходить с рынка, то как минимум что-то делать в целях оптимизации своих издержек.

Закономерен вопрос – насколько влияют на конкуренцию санкции и политика импортозамещения? Радченко отметила, что этот фактор сам по себе не оценивался. «Косвенно роль иностранных компаний на российских рынках можно оценить через динамику числа иностранных конкурентов, - отметила эксперт. - Уход иностранных компаний был наиболее значим по итогам опроса в феврале – марте 2016 года (21%). В 2017 году эта тенденция отмечалась как менее значимая – 8%». Это, по мнению аналитика, может свидетельствовать о двух фактах: во-первых, большая часть иностранных конкурентов ушла с рынка в 2015 году – в первый год введения санкций и девальвации национальной валюты, а во-вторых, новые иностранные конкуренты в достаточной степени еще не появились.

Еще один важный вывод доклада – рост по сравнению с 2015-2016 гг. доли тех, кто считает, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами (40% в 2017 году против 33 % в 2016-2015 годах). Примечательно, что рост таких ответов отмечался по всем категориям бизнеса по сравнению с 2016 годом – от микропредприятий до крупных компаний. «Такая тенденция может объясняться несколькими факторами: во-первых, это может быть связно с неоправданными надеждами бизнеса на масштабную государственную поддержку в период экономического спада, во-вторых, в период сокращения бюджетных доходов очевидно, что  вопрос налоговой дисциплины становится все более актуальным, в-третьих, в 2016 году был подготовлен (и часть из них приняты) ряд спорных законов (например, «пакет Яровой»), а также бизнес отмечет  рост так называемых неналоговых платежей», - считает Радченко.

Темы
Источник
КоммерсантЪ