Eng

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Гудок
Михаил Прядильников
Заместитель руководителя
Михаил Прядильников

Целевой сценарий напишут на местах

На страницах газеты «Гудок» опубликована статья заместителя руководителя Аналитического центра Михаила Прядильникова о Стратегии пространственного развития. Проекты, включённые в Стратегию пространственного развития РФ, могут получить дополнительное финансирование из федерального бюджета, отмечает издание.

Стратегия пространственного развития – это верхнеуровневый документ, который определяет приоритеты развития различных видов инфраструктур комплексно, во взаимосвязи друг с другом и применительно ко всей территории страны, пишет Прядильников. Он направлен на снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии территорий. И это не только транспортная инфраструктура, но также энергетическая и информационно-телекоммуникационная.

Отраслевые государственные программы Российской Федерации, которых у нас существует множество, часто рассматривают каждую сферу отдельно, не учитывая, как различные виды инфраструктур могут влиять и работать друг на друга, как может быть синхронизировано их развитие, а также взаимосвязь с развитием территорий, по которым они проходят. Таким образом, не всегда обеспечивается кумулятивный эффект. С принятием стратегии в соответствие с ней должны быть приведены и отраслевые программы.

В новом документе обозначены наиболее приоритетные для социально-экономического развития страны территории, в которых железнодорожная и транспортная инфраструктуры должны развиваться в первоочередном порядке в ближайшие шесть лет и на долгосрочную перспективу. К ним относятся зоны влияния городских агломераций разного масштаба, как крупных и крупнейших, так и относительно небольших. Фактически это транспортные проекты, которые должны обслужить территории, в которых проживает большая часть населения нашей страны, а также сосредоточена основная экономическая производственная активность. Поэтому нужна современная инфраструктура как пассажирских, так и грузовых перевозок, в том числе формирование терминально-логистических мощностей, развитие скоростных транспортных коммуникаций. 

Задачей является развитие коммуникаций между перспективными крупными центрами экономического роста.


Помимо высокоурбанизированных зон к точкам роста и приоритетного инфраструктурного обеспечения также отнесены ключевые минерально-сырьевые и агропромышленные центры. С другой стороны, стратегия предполагает развитие железнодорожной и транспортной инфраструктуры на геостратегических территориях России. Это проекты, которые должны обеспечить транспортную связность страны и доступность отдалённых и труднодоступных регионов, таких как Дальний Восток, Арктическая зона, Северный Кавказ, Крым.

Для проектов, включённых в стратегию, безусловно, есть возможность дополнительного финансирования. И здесь прежде всего нужно смотреть на подкрепляющий её документ – Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, который был принят немного раньше, в сентябре 2018 года, но разрабатывался параллельно со стратегией и является одним из механизмов её реализации. Комплексный план объединяет ключевые проекты развития транспортной (железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры) и энергетической. Фактически он является ещё одним национальным проектом, который был одобрен президентом и правительством в прошлом году.

В рамках его реализации сейчас готовятся и утверждаются перечни конкретных мероприятий и проектов, предусмотренных планом, а также обосновываются объёмы и система их финансирования. Прогнозные предельные объёмы финансирования транспортной части Комплексного плана на момент его утверждения с учётом дополнительной потребности составляли порядка 6,3 трлн руб. за счёт всех источников предоставления средств.

Предусмотрено два сценария пространственного развития – инерционный и приоритетный (целевой).

На мой взгляд, все шансы на реализацию имеет приоритетный сценарий. Однако это произойдёт при условии выстраивания эффективной системы реализации различных планов и конкретных мер, определённых в стратегии, и чётких механизмов финансирования приоритетных проектов. От этого очень многое зависит. Из-за отсутствия такой системы многие стратегические документы дискредитировали себя, превращая закреплённые в них приоритеты в наборы благопожеланий.

Это первоочередной фактор, который влияет на реализацию целевого сценария. Для этого должен быть принят план реализации стратегии и обеспечено исполнение проектов Комплексного плана, а также откорректированы действующие отраслевые и территориальные государственные программы как в части состава мероприятий, так и приоритетных направлений финансирования.

Другой фактор, влияющий на реализацию целевого сценария: достижение приоритетов должно быть поддержано системой конкретных действий со стороны регионов. Это вполне посильная задача, особенно учитывая, что стратегия прорабатывалась совместно с субъектами Федерации и многие из них заинтересованы в том, чтобы на условиях софинансирования совместно с Федерацией реализовать на своей территории амбициозные проекты развития, в том числе инфраструктурные.

В частности, стратегия предусматривает обеспечение синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации федеральной магистральной транспортной инфраструктуры с объектами транспортной инфраструктуры регионального и местного значения. Для этого субъекты должны утвердить собственные комплексные планы развития инфраструктуры регионального значения. Кроме того, необходима и координация с бизнесом как минимум с государственным участием. Так, обязательным является включение мероприятий Комплексного плана и комплексных планов развития инфраструктуры регионов в инвестиционные программы субъектов естественных монополий.

Стратегия, как и любой документ правительства, может быть откорректирована или актуализирована, в том числе в части целевых показателей, если объективно возникнет такая необходимость в силу изменяющихся внешних обстоятельств. Такое решение может быть принято непосредственно правительством по собственной инициативе либо по итогам рассмотрения предложения какого-либо федерального ведомства. Однако более гибко и оперативно реагировать на изменение ситуации возможно через корректировку непосредственно планов по реализации стратегии.

Источник: Гудок

Фото из открытых источников

Темы
Источник
Гудок