Государству необходимо предоставить населению возможность вкладывать свои средства в инвестиционные проекты при реальных гарантиях выгоды

2 июня 2015 | Российская газета

Согласно исследованию аудиторской фирмы КПМГ в ближайшие два-три года рынок строительства транспортной инфраструктуры в России будет испытывать хроническое недофинансирование, особенно если сравнивать с 2013-2014 гг. Причем сокращение денежных вливаний со стороны государства в первую очередь может коснуться крупных проектов, которые являются целевыми для ведущих игроков на рынке. Тем временем мировая практика свидетельствует, что в кризисные времена, особенно отягощенные геополитической обстановкой и обесцениванием национальной валюты, логично и выгодно вкладывать средства как раз в инфраструктурные проекты.

Михаил Низов
Михаил Низов
Управление отраслей экономики

Эксперт Управления отраслей экономики Аналитического центра Михаил Низов прокомментировал данную ситуацию «Российской бизнес-газете». «Жизнь неоднократно доказывала перспективность реализации именно инфраструктурных проектов, так как они обеспечивают снижение уровня безработицы среди различных слоев населения, а также закладывают необходимый потенциал для более интенсивного развития экономики в период последующего подъема», - отметил эксперт.

Впрочем, Михаил Низов развеял опасения: вряд ли заявленные в госпрограмме «Развитие транспортной системы» проекты будут свернуты. «Почти 100% бюджетных инвестиций в соответствии с основными мероприятиями госпрограммы направляются именно на инфраструктуру. Но их объемы должны ежегодно корректироваться в зависимости от изменений приоритетов мероприятий, дисциплины освоения выделенных ресурсов, зависимости от реализации других мероприятий, в том числе по другим госпрограммам. То есть речь идет об оптимизации государственных инвестиций, которую следует проводить регулярно с учетом результатов исполнения целевых индикаторов. Во времена экономического подъема и увеличения финансовых возможностей возникают новые проекты, во времена снижения темпов экономического роста и снижения финансовых возможностей их количество сокращается. При этом финансирование действующих проектов не прекращается, но оптимизируется более тщательно», - сообщил специалист.

В числе проектов, финансирование которых вряд ли подвергнется секвестру, Михаил Низов назвал возведение моста через Керченский пролив, ВСМ Москва - Казань, спортивных и транспортных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. «ВСМ Москва - Казань является важным проектом в развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории России между странами Азии и Европы, и имеет потенциал дальнейшего продления до Владивостока или Пекина. Его реализация способствует привлечению глобальных транспортных потоков, повышению инвестиционной привлекательности, а также реализации преимуществ географического положения страны для ускорения социально-экономического развития и интеграции в мировую экономику», - отметил эксперт.

Также Низов предложил активнее использовать возможности и ресурсы третьего потенциального участника крупных инфраструктурных проектов, ради которого они, собственно, и затеваются, - граждан страны. «Государству просто необходимо предоставить возможность населению вкладывать свои средства в инвестиционные проекты при реальных гарантиях выгоды. Пока же экономика нуждается в инвестициях, которые ожидаем и надеемся получить от «заграницы», а граждане в условиях непредсказуемых колебаний курса национальной валюты и допущенной банковской чехарды прячут деньги в чулок и мечутся в поисках вложения средств для их сохранности и возможного приумножения», - считает эксперт.