Даже несмотря на существенное снижение мировой цены на нефть в рублях, расчетная внутренняя цена нефти должна возрасти, что ведет к удорожанию топлива в стране

19 января 2015 | Российская газета

Ожидается, что в наступившем году цены на бензин вырастут на 10 %, несмотря на снижение цен на нефть. Такой прогноз подтвердил и вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако не все эксперты сходятся во мнении, что подорожание ограничится 10 %.

Александр Курдин
Александр Курдин
Управление по ТЭК

Как пояснил «Российской газете» начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра Александр Курдин, лишь на 40 процентов стоимость бензина определяется ценой нефти. Далее, в цене Аи-92 на производство приходится 10 %, на прибыль производителей - около 5 %, и почти 15 % «съедает» торговая надбавка. Наконец, при прежней налоговой конструкции примерно 30 % уходило на НДС и акцизы. Из этого расклада следует, что раз нефть в последние полгода сократилась в цене в 2 раза, бензин должен подешеветь процентов на 20.

Однако, по мнению Курдина, всё гораздо сложнее. «Рыночные механизмы таковы, что внутренняя цена нефти в России должна быть примерно равна мировой за вычетом экспортной пошлины, - объясняет эксперт. - А та, в свою очередь, пропорциональна мировой цене на нефть. Но при резких колебаниях нефтяных цен, а именно это в последнее время и происходит, ситуация усложняется: пошлина корректируется не моментально, а с отставанием. Вдобавок при скачках нефти теряет стабильность и курс рубля».

До конца 2014 года курс рубля и цена на нефть более или менее равномерно шли «в противофазе», и мировая цена на нефть в рублях оставалась стабильной – на уровне 3600 рублей за баррель, что в январе, что в ноябре 2014 года. Не менялась и ставка экспортной пошлины. В декабре мировая цена на нефть в рублях снизилась на 3-4 %, а «запаздывающая» пошлина, напротив, чуть возросла, опять же если считать в рублях, продолжает эксперт. «Соответственно, внутренняя цена нефти должна была снизиться - и в это время было зафиксировано некоторое снижение цены на ­бензин», - напомнил Курдин.

Но в начале 2015 года ситуация изменилась: вступил в силу «налоговый маневр», который несколько «сдвигает» предыдущую арифметику. Ставка экспортной пошлины снизилась с 59 до 42 %, соответственно, уменьшилась и ее удельная сумма - сразу на треть по сравнению с декабрем. Поэтому, даже несмотря на существенное снижение мировой цены на нефть в рублях, расчетная внутренняя цена нефти должна возрасти, что ведет к удорожанию топлива в стране, отмечает Александр Курдин. Но вместе с этим снижаются акцизы на бензин - на евро-5 менее чем на 5 %, на евро-4 - более чем на 20 %, и это в свою очередь играет в пользу снижения цен.

В итоге, пишет издание, в целом цены на бензин стабильны (с начала года их рост составил лишь 0,2-0,3 %), которые кажутся просто-таки островком устойчивости среди окружающих водоворотов нефтяных цен, валютных курсов и даже налоговых ставок. Правда, причиной этому может быть не столько взаимная компенсация всех факторов, сколько нежелательность для компаний резко менять цены.