Принципы экономического анализа практик ценообразования далеко не всегда отвечают требованиям нормального экономического анализа и экономического образа мышления

15 января 2015 | Конкуренция и право

Начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра Татьяна Радченко с соавторами, Светланой Авдашевой и Андреем Шаститко, на страницах журнала «Конкуренция и право» анализируют принципы определения монопольно высокой цены.

Татьяна Радченко
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя

В статье обсуждаются Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции, утвержденные в сентябре 2014 года Президиумом ФАС России. Данный документ разрабатывался не один год. По мнению Радченко, во многом Принципы экономического анализа практик ценообразования создавались как ответ на потребность крупных российских компаний установить, какого уровня цены могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением, а какие  - соответствующими требованиям ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В сферу применения Принципов попадают рынки, где могут использоваться три типа ценовых индикаторов – биржевые и внебиржевые индикаторы, а также средние цены экспортных контрактов. Принципы представляют собой методический документ для внутреннего пользования территориальными управлениями ФАС России.

В материале специалисты проанализировали данный документ и выявили его плюсы и минусы. Так, по мнению авторов статьи, Принципы далеко не всегда отвечают требованиям нормального экономического анализа и экономического образа мышления, считают эксперты. Принципы опираются на необоснованную уверенность в том, что можно предсказать равновесную и оправданную цену. Уверенность, регулярно опровергаемую фактической точностью профессиональных прогнозов. «Даже при локализации сфер применения Принципов детализация факторов, влияющих на цену контракта, представляется невозможной и излишней, - говорится в материале. - Экономические факторы, определяющие рыночную цену и ценовую политику компании, от случая к случаю могут существенно различаться. Выделить из них ключевые, как правило, можно только ex post. Именно поэтому документ там, где дается описание условий использования различных подходов и необходимых для учета факторов, перегружен чрезмерной детализацией и примерами, которые, как представляется, не являются исчерпывающими. Не экономисту эти примеры демонстрируют способы применения подходов, но в то же время, если на них опираться, они могут создать почву для избыточных обобщений. В свою очередь, это повлечет ошибки в квалификации действий участников рынка».

И все-таки документ может быть полезен, полагают специалисты. С одной стороны, он понадобится компаниям, доминирующим на российских рынках, а с другой – компаниям, которые приобретают их продукцию. «Принципы претендуют на то, чтобы создать еще одну тихую гавань для законопослушного бизнеса, так как определяют позицию ФАС России по вопросу, какие цены участников рынка не будут считаться нарушением Закона о защите конкуренции», - отмечают специалисты.

Подробнее читайте на страницах журнала «Конкуренция и право».