Матричный конфликт в госорганах особенно сложен: сложно в голове госслужащего изменить понимание того, что необходимо выполнять указания не только своего руководителя, но еще и работника соседнего департамента

13 января 2015 | PRO Бизнес

Как органам государственной власти организовать свою деятельность с помощью проектного управления, как стать лидером внедрения проектного управления в госсекторе и как мотивировать людей на участие в проектах и избежать «матричного конфликта». Об этом в передаче «Наука управления» рассказал руководитель Дирекции по проектному управлению Аналитического центра Павел Шестопалов.

Павел Шестопалов
Павел Шестопалов
Управление проектного менеджмента в государственном секторе

«Суть метода программно-целевого управления, принятого в нашей стране, заключается в том, что все цели, которые ставит перед собой государство, должны быть композированы на уровне конкретных показателей и эти целевые показатели должны быть достигнуты в рамках реализации конкретных действий, - сказал Павел Шестопалов. - Совокупность этих действий принято называть государственными программами, то есть мы говорим о том, что развитие страны будет построено через серию государственных программ, проектов».

Эксперт отметил, что на данный момент на уровне законодательной базы определен термин «государственная программа», которая состоит из подпрограмм, федерально-целевых программ и отдельных мероприятий. По словам специалиста, в прошлом году вышел Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который дает определение терминам «программа», «подпрограмма», объясняет как они реализуются и контролируются. «Все органы власти регионального и федерального уровня переходят к планированию своей деятельности через планирование государственных программ. И в соответствии с этим будет формироваться их бюджет», - пояснил Шестопалов, добавив, что многие регионы уже перешли на эту систему, и их бюджет почти на 100% сформирован по программно-целевому принципу.

Специалист полагает, что основная сложность при внедрении проектного управления в госсекторе заключается в том, что термин «проектное управление» пока не прописан ни в одном основополагающем стратегическом законе или документе. Поэтому органы власти, которые внедряют принципы проектного управления, можно назвать передовиками. По словам эксперта, коммерческие организации давно применяют принципы проектного управления, а вот в госсекторе пока такие примеры пока единичны. «Аналитический центр в прошлом году провел первый ежегодный конкурс профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп», в котором приняло участие более ста организаций», - сообщил эксперт. Конкурс способствует распространению практики проектного управления среди государственных органов.

Также Шестопалов отметил 2 основных проблемных момента внедрения проектного управления в госсекторе. «Термин «проект» не определен на законодательном уровне, и, к сожалению, очень часто руководители госструктур, не желая применять принципы проектного управления, открещиваются от этого тем, что термин в законе не определен», - сказал эксперт. Вторая трудность заключается в том, что все госструктуры построены по схеме строгой вертикали власти, строгого подчинения. Проект же чаще всего требует вовлечения участников из разных организаций. «Сложно в голове госслужащего изменить понимание того, что теперь необходимо выполнять указания не только своего руководителя, но еще и работника из соседнего департамента, который пришел к нам и называет себя руководителем проекта. Это большая проблема межведомственного взаимодействия», - считает Шестопалов.

Сейчас, по мнению эксперта, для эффективного и быстрого развития данной сферы необходимо пользоваться наработками и рекомендациями, которые уже существуют. Он напомнил, что Аналитический центр готов предоставить площадку для обмена данным опытом, стать центром в решении сложных вопросов, отметил Шестопалов.

Подробнее на телеканале PRO Бизнес.