Легализация параллельного импорта повлияет на состояние конкурентной среды, но ее влияние может оказаться неоднозначным

29 августа 2014 | Закон

Начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра Татьяна Радченко рассказала о легализации параллельного импорта в интервью журналу «Закон».

Татьяна Радченко
Татьяна Радченко
Заместитель руководителя

«Безусловно, легализация параллельного импорта повлияет на состояние конкурентной среды, но ее влияние может оказаться неоднозначным, - пояснила изданию «Закон» Татьяна Радченко. - С одной стороны, она будет способствовать усилению внутрибрендовой конкуренции на территории страны, а в результате - и снижению цен на брендированные товары и услуги». По ее мнению, это является главным аргументом в пользу легализации параллельного импорта. Обратной ее стороной может стать снижение качества сервисного обслуживания, которым зачастую сопровождается приобретение товара.

«Два других вопроса, которые традиционно поднимаются при обсуждении рисков легализации параллельного импорта, связаны с ростом контрафактной продукции и снижением конкурентоспособности и привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций», - отметила Радченко. Первый, по ее словам, может быть решен в рамках осуществления таможенного контроля, а решение второго требует большего внимания. В частности, добавила эксперт, неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания особых условий для иностранных предприятий, локализовавших на территории России свои производства и создавших новые рабочие места.

«В июле 2013 г. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был проведен опрос предприятий о возможных последствиях легализации параллельного импорта в России», - сообщила Радченко. Эксперт рассказала, что были получены следующие результаты:

— легализация параллельного импорта не приведет к заметному повсеместному снижению цен — так ответили 50% респондентов. Еще 20% указали на возможное снижение цены менее чем на 10%. Таким образом, цель снижения цен на брендированную продукцию за счет легализации параллельного импорта может быть не достигнута;

— для предприятий играет большую роль качественное оказание сопутствующих услуг — они не готовы передавать их на аутсорсинг иначе как со строгим соблюдением требований. По их мнению, это может привести к потерям, в частности имиджевым;

— более половины иностранных компаний, участвующих в опросе, были созданы до 2002 г. То есть для большинства опрошенных иностранных фирм существование международного режима исчерпания само по себе не стало преградой для начала деятельности в России. А значит, нет оснований утверждать, что они пришли в Россию в целях извлечения дополнительных выгод от национального режима исчерпания. Фактически легализация не должна привести к критическим последствиям для большинства иностранных инвесторов;

— вместе с тем вопрос последующих инвестиций может стать критическим. Если произойдет даже умеренное снижение цены (15% и менее), оно может привести к пересмотру стратегии бизнеса: почти 40% опрошенных представителей компаний заявляют о пересмотрах стратегий в отрасли уже при таком ограниченном снижении цены, а подавляющее большинство — 80% опрошенных — ожидает пересмотров при снижении импортных цен на 30%.