Дополнительные неголосовые услуги cотовых операторов можно списывать со счетов

3 июня 2014 | Ведомости

Российский сотовый рынок насыщен, а конкуренция на нем будет только усиливаться. Пока драйвером роста являются услуги передачи данных. Их объем растет, и операторы теперь мечтают разделить доходы из этого сектора с поставщиками контента. Ссылаясь на мнение специалистов отрасли, «Ведомости» пишут о том, что с 2010 г. рост выручки российских операторов связи отстает от номинального роста ВВП и роста потребления в расчете на домохозяйства. До кризиса 2008 года телекоммуникационный рынок России рос на 20% в год, а по итогам текущего года рост ожидается лишь на уровне 3%. К концу прошлого года количество абонентов сотовой связи в России достигло 250 млн человек, т. е. уровень проникновения услуг составляет более 170% и рынок насыщен.

Юрий Аммосов
Юрий Аммосов
Советник руководителя

Сами сотовые операторы, пишут «Ведомости», также уже давно выступают поставщиками контента, а область дополнительных неголосовых услуг (VAS, Value Added Services) после голоса и мобильного интернета является третьей по величине строчкой в их доходах. В прошлом году VAS-рынок в России, по данным AC&M Consulting, составил 133 млрд руб. Но рост за год составил лишь 3%, тогда как в 2012 г. он был на уровне 18%. 40% доходов от VAS-сервисов — это простые sms-сообщения. Остальное – различного рода премиальный (мобильный) контент. Сама идея мобильного контента зародилась в начале 2000-х: абонентам стали предлагать картинки и мелодии для телефонов, информационно-развлекательные сервисы и т. д. Их предоставлением занимаются партнеры сотовых операторов – контент-провайдеры, которым выделяют специальные короткие номера. Звонки и обращения на такие номера тарифицируются дороже обычного.

Перспективы мобильного контента выглядят несколько туманно ввиду, с одной стороны, распространения смартфонов и мобильного интернета, позволяющих получать контент напрямую из интернета, а с другой – из-за многочисленных серых схем на данном рынке. По данным агентства TelecomDaily, 45% премиального контента – это музыка и RBT (гудки, устанавливаемые вместо мелодий). Услуга RBT при всей ее привлекательности зачастую подключается операторами без прямого согласия абонента.

Настоящим бичом телекоммуникационной отрасли стало мобильное мошенничество со стороны нечистоплотных контент-провайдеров. Но с 1 мая вступили в силу законодательные нормы по борьбе с мошенничеством (это, однако, отрицательно скажется на доходах операторов).

Советник руководителя Аналитического центра Юрий Аммосов считает, что VAS-услуги уже можно списывать со счетов. «Их пик приходился на 2010 год, когда они представляли для абонентов такую же большую ценность, как и голосовые сервисы и sms, – полагает эксперт. – Сейчас же их ценность для абонентов стремится к нулю, хотя операторы могут попытаться остановить этот процесс за счет развития мобильных платежей». Несколько снизилась и ценность sms-сообщений, но зато услуги по передаче данных приобрели такую же значимость, как и голос, полагает Аммосов.