Эксперты говорят о важности системной работы с одаренными и талантливыми детьми

24 августа 2016

«Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость», - директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Страдзе начал свое выступление на круглом столе в Аналитическом центре первой фразой из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. На сегодняшний день создана нормативно-правовая база для выявления одаренных детей и талантливой молодежи, ведется ее доработка, в регионах реализуется целый комплекс мер, отметил Страдзе.

Представитель Минобрнауки напомнил, что в прошлом году было принято постановление правительства №1239, которое регламентирует правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития. Документ начинает активно работать. Кроме того, Минобрнауки ежегодно с 2014 года проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам работы с одаренными детьми, где обсуждаются вопросы повышения квалификации педагогических кадров, работающих с высокомотивированными ребятами. По мнению чиновника, все это несомненно даст свои результаты в будущем.

Страдзе рассказал и о мерах поддержки талантливой молодежи, основная из которых – премии Президента России. «Однако в настоящее время мы пытаемся разработать новый механизм. Поддержка должна быть не финансовая, а в виде сертификатов и грантов для обучения, чтобы ребенок смог получить качественное образование по своему направлению», - рассказал чиновник. Работают и такие меры, как Всероссийский конкурс молодежных проектов и государственная поддержка молодых ученых.

В России одаренных детей выявляют при помощи олимпиад и конкурсов, отметила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева. По ее словам, такая система хорошо развита, но этого мало. «Анализ международной практики говорит о том, что в мире существуют разные подходы к формированию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, - сказала эксперт. - Есть модели с выделением такого контингента обучающихся в отдельную группу, а есть и интегрированные в систему образования. Мы идем по комплексной модели, сочетая оба варианта».

По мнению ведущего научного сотрудника РАН Ирины Комаровой, в России снижаются возможности выявления талантливых детей, так как не уделяется должное внимание развитию «дошколят». «Мы пускаем на самотек развитие одаренности, когда не учитываем дошкольный возраст. На западе уделяется большое внимание развитию дошкольников, ведь эффективность вложения в них средств в разы выше, чем в школьников», - считает эксперт.

Особое внимание в ходе мероприятия эксперты уделили вопросам сетевого взаимодействия одаренных детей с педагогами и проектной деятельности.

Программа

Список участников