Информатизация госструктур в России должна выйти на принципиально новый уровень

14 ноября 2013

Руководитель Дирекции по информационным технологиям Аналитического центра Алексей Хромов выступил с докладом «Информатизация госструктур: проблемы, способы решения, тенденции» на форуме «CNews Forum 2013: Информационные технологии завтра». «Способы решения проблем, связанных с информатизацией госструктур в России, известны, однако эффективность их применения оставляет желать лучшего», – заявил в своем выступлении эксперт.

Алексей Хромов видит три группы проблем в данной области: системные, технологические и организационно-финансовые. К системным, по его мнению, относятся сложность задач государственного управления и слабая формализация автоматизируемых процессов в прикладных вопросах, а также низкая динамика развития национальных стандартов РФ в области создания, развития и внедрения программных комплексов. В технологической группе эксперт отметил недостаточную эффективность обмена данными между госструктурами и сложность формирования, ведения и поддержания в актуальном состоянии общих информационных ресурсов. К операционно-финансовым он отнес высокую стоимость лицензий и технической поддержки покупных программных изделий иностранного производства, высокую динамику изменений в потребностях и требованиях заказчиков, недостаточно эффективное взаимодействие и обмен опытом между госструктурами.

Очевидно, что для решения существующих проблем требуется системный и комплексный подход на всех уровнях государственного управления. Необходимо развивать техническую и телекоммуникационную инфраструктуру КСА объектов информатизации органов государственной власти, а также доводить до логического завершения имеющиеся наработки в области информатизации, например, портала государственных услуг в электронной форме. Устранению имеющихся проблем будет способствовать централизация учёта и аудит сведений о планируемых и выполняемых проектах по созданию прикладных автоматизированных систем и программных комплексов, систематический мониторинг и контроль хода исполнения и результатов проектов в области их создания, развития, внедрения и сопровождения, унификация критериев и моделей оценки их качества, оценка эффективности их использования для решения задач и ряд других мероприятий.

«При планировании решения проблем информатизации необходимо, в первую очередь, ориентироваться не на улучшение отдельных количественных параметров, а на качественные изменения реальных процессов и измеряемые эффекты от применения  средств информатизации», – считает Алексей Хромов. По его мнению, при создании автоматизированных систем и программных комплексов важна ориентация на потребности конечного пользователя и предоставления ему востребованных и полезных для реальной работы сервисов, что, безусловно, потребует подготовки и повышения квалификации кадров как конечных пользователей, так и обслуживающего персонала в госструктурах.

Основным нормативным документом по информатизации в России до 2020 года является распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». «Если все заявленные цели госпрограммы Информационное общество 2011-2020 будут достигнуты, а задачи выполнены в установленные сроки, то информатизация госструктур в России выйдет на принципиально новый уровень», – заключил эксперт.