Эксперты против возврата к госрегулированию тарифов на услуги морских портов

19 августа 2016

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Регулирование стивидорных услуг в морских портах». Эксперты собрались с целью обсудить возможные последствия недавней инициативы Федеральной антимонопольной службы ужесточить регулирование тарифов на стивидорные услуги. Эта тема дискутируется не первый раз, и ключевые министерства в настоящее время находятся в стадии формирования позиции по этому вопросу, отметила заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева, открывая мероприятие.

Аналитический центр провел экспресс-анализ ситуации на рынке стивидорных услуг и пришел к выводу, что необходима многосторонняя оценка регулирующего воздействия разработанного ФАС России проекта приказа «Об утверждении методических указаний по вопросу установления тарифов на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, услуги буксиров в морских портах Российской Федерации» в целях выявления его положительных и отрицательных последствий.

Очень точно суть происходящего отражена в представленном участникам круглого стола исследовании Института проблем естественных монополий «Оценка последствий возврата к регулированию ставок в морских портах Российской Федерации и применения проекта методических указаний ФАС России». По словам генерального директора Института Юрия Саакяна, начиная с 2007 года, ФАС последовательно выступала за отмену регулирования стоимости услуг в морских портах РФ. При этом инвестиционная активность стабильно увеличивалась, и даже сейчас, несмотря на скачок стоимости в рублях из-за курсовой разницы, объем перевалки по основным видам грузов продолжает уверенно расти. Это позволило отечественным морским портам серьезно укрепить свои позиции на рынке, а грузовладельцам – существенно сократить расходы на фрахт и портовую транспортировку. Растет конкуренция между бассейнами, портами и стивидорами в крупных портах, что также способствует развитию этого вида деятельности и экономики в целом. Реализация предложений ФАС изменит сложившееся положение вещей в худшую сторону.

Возврат к регулированию приведет к применению ставки перевалки на 14-48% ниже существующей и снижению поступлений от налога на прибыль в субъектах на 3-37% (и это без учета в тарифе затрат, связанных с курсовой разницей), считает Саакян. При этом кратно увеличится количество принимаемых тарифных решений, значительно усложнится система управленческой отчетности стивидорных компаний. «Если будет возвращено госрегулирование, объем частных инвестиций однозначно снизится», - уверен эксперт. По его мнению, применять меры госрегулирования необходимо избирательно – только к тем компаниям, вина которых в злоупотреблении доминирующим положением на рынке доказана.

Аналогичную позицию занимает Федеральное агентство морского и речного транспорта. Заместитель руководителя Агентства Константин Стасюк отметил, что надо не возвращаться к госрегулированию, а исключать дублирующие операции, усиливать эффективность работы контролирующих органов. Советник  Министра транспорта Российской Федерации Алевтина Кириллова сообщила, что данные представленные в исследовании ФАС, зачастую необъективны и требуют всестороннего многофакторного анализа. «В руках ФАС есть все инструменты, чтобы отслеживать нарушения в стивидорных компаниях», - отметила Кириллова.

Тем не менее участники круглого стола сочли, что, возможно, ФАС разъяснит свою позицию, и госрегулирование коснется только естественных монополий, поскольку нет никаких очевидных оснований для возврата к регулированию с жесткими стоимостными критериями, наоборот – это решение повлечет за собой снижение грузопотока. Также эксперты сошлись во мнении, что необходим сильный независимый анализ конкурентного положения на рынке стивидорных услуг.

Государственное регулирование тарифов должно быть в арктических портах, во всех других – свободное, иначе мы будем неконкурентны на мировых рынках

Александр Алексеенко, Ассоциация морских торговых портов

«Государственное регулирование тарифов должно быть в арктических портах, во всех других – свободное, иначе мы будем неконкурентны на мировых рынках», - выразил общее мнение председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Ассоциации морских торговых портов Александр Алексеенко.

В ходе мероприятия дискутировался также вопрос перехода на расчеты в национальной валюте за стивидорные услуги. Начальник правового Управления Аналитического центра Марина Лабозина в этой связи сообщила, что необходимо просчитать все риски таких расчетов. Представители российских грузоотправителей и стивидоров не сошлись в едином мнении по этому вопросу, однако было отмечено, что в законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета на расчеты в инвалюте. Большая часть представителей бизнеса склоняется к тому, что ставки тарифов удобнее обозначать в долларах, в том числе и потому, что переход на рубли создаст дополнительные трудности в ведении предпринимательства, но при этом не гарантирует фактического снижения ставок.

Программа

Список участников

Контекст:

РИА Новости - Эксперты считают, что стивидоры должны сами устанавливать свои тарифы

Ведомости - Аналитики правительства поддержали стивидоров

Коммерсантъ - Порты не хотят давать задний ход