Чем рискует Россия, принимая Парижское климатическое соглашение

20 июля 2016

Природоохранная повестка как инструмент глобальной конкурентной борьбы, введение углеродного сбора и налога на выбросы, поиск альтернативных «мягких» мер сохранения климата – в Аналитическом центре обсудили доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России», подготовленный специалистами Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

В декабре 2015 года на конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Париже был подписан документ, определяющий характер международной климатической политики в последующие годы – так называемое Парижское соглашение, предполагающее, что конкретные меры по борьбе с изменением климата должны быть нацелены на сокращение выбросов парниковых газов. Для реализации положений Парижского соглашения российским властям предстоит разработать меры, которые будут соответствовать национальным интересам и не нанесут ущерба социально-экономическому развитию страны. В докладе специалисты провели предварительный анализ эффективности различных мер и связанных с ними рисков для экономики и населения страны.

Россия, в отличие от многих развитых стран всегда выполняла взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений, утверждают специалисты, однако для нашей страны это не имело никаких выгод: ни экономических, ни политических. «Крайне высоки риски повторения ситуации, когда Россия сделает все возможное для сохранения климата на планете, даже в ущерб своим экономическим интересам, а наши партнеры либо вообще не преступят к работе, как это было с США во времена Киотского протокола, либо «сойдут с дистанции» в удобное для них время без каких-либо репутационных или экономических последствий», - считает гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян. России необходимо оценить последствия возможных вариантов реализации Парижского соглашения с учетом экономических интересов, возможностей отраслей промышленности и не подрывая нашу конкурентоспособность, полагает он.

Наиболее широко обсуждаемый вариант реализации Парижских соглашений в России – введение т.н. углеродного сбора. Проведённые ИПЕМ расчёты показывают, что ввод в России налога на выбросы в размере 15 долл. США/т экв. CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 млрд долл. (2,56–3,29 трлн руб). Объём этих выплат равен 3,2-4,1% ВВП за 2015 год, 19-24% доходов федерального бюджета на 2016 год или 35–45% суммарного объёма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. При ставке налога на выбросы составит 35 долл. США/т экв. CO2 объём выплат составит уже 7,5–9,6% ВВП.

Расчеты ИПЕМ показывают, что ввод налога на выбросы в России спровоцирует ряд негативных экономических и социальных последствий. В основном рискуют ТЭК и отрасли промышленности, характеризующиеся высокой энергоёмкостью или значительными удельными выбросами: металлургия, производство азотных удобрений и цемента. Компании, работающие в этих отраслях, будут вынуждены нести дополнительные расходы до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы, отмечается в докладе.

Такие жесткие меры по ограничению выбросов парниковых газов подходят для экономически развитых стран, не обладающих энергоёмкими промышленными предприятиями и ориентированных на сокращение импорта энергоресурсов, уверены эксперты. Для России приемлемы более мягкие, эффективные и рациональные меры – повышение энергоэффективности, развитие лесного хозяйства, продвижение отечественных методологических подходов оценки поглощающей способности российских лесов на территории нашей страны. Их влияние на социально-экономическую сферу не будет столь драматичным.

Авторы доклада подчеркивают, что за последние 2 с лишним десятилетия мало кто из стран смог достичь таких результатов в области сокращения выбросов парниковых газов, как Россия, и наша страна по праву заслужила право на первоочередной учёт своих интересов в климатической сфере.

Читать доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России»

Контекст:

Ъ - Картины климатического апокалипсиса

ТАСС - Налог на выброс CO2 приведет к усилению развитых экономик в ущерб развивающимся странам

Независимая - Стратегия низкоуглеродного развития появится в 2017 году

Парламентская газета - Деньги на выброс. Во сколько обойдётся России плата за углерод

Читайте также:

22.12.2015 - Парижское соглашение укрепит национальную политику в области климата

13.10.2014 - Москва обладает существенным резервом повышения энергетической и экологической эффективности

15.11.2013 - Экологические обязательства: Россия движется вперёд