Эксперты проанализировали ключевые показатели эффективности деятельности ФАС России

8 июля 2016

Ключевые показатели эффективности деятельности ФАС России стали темой нового выпуска бюллетеня по конкурентной политике. На примере антимонопольного ведомства эксперты Аналитического центра рассмотрели вопрос мотивации государственных органов и их сотрудников на достижение поставленных перед ними целей государственной политики.

Анализ нормативных документов позволил экспертам определить 3 основные группы ключевых показателей эффективности деятельности ФАС России. Это 1) доля устраненных хозяйствующими субъектами нарушений в общем числе выявленных нарушений антимонопольного законодательства и выполненных постановлений в общем числе выданных, 2) частота отмены решений ФАС России судами и 3) опросы различных групп участников о деятельности ведомства и место ведомства в различных рейтингах.

Рассмотрев различные аспекты деятельности ФАС России и проведя сравнительный анализ международного опыта работы антимонопольных ведомств, эксперты отмечают, что оценивать показатели результативности можно только с учетом институциональных, правовых и политических ограничений, в которых принимает решение орган конкурентной политики. Кроме того, с точки зрения успеха применения КПЭ принципиально важное значение имеет внутренняя структура ведомства. Необходимо, чтобы у каждого подразделения были обозначены свои приоритеты и направления работы, функции разделены в явном виде, формирование бюджета подразделений осуществлялось раздельно. Однако на практике реализовать это довольно сложно, признаются эксперты.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что ФАС России является одним из передовиков в части разработки системы мотивации структурных подразделений, в ведомстве применяется многоуровневая система показателей эффективности для территориальных управлений и центрального аппарата.

При этом ведомству есть, над чем работать. Некоторые показатели пересекаются, а ряд показателей не являются уникальными только для российского антимонопольного ведомства, хотя условия их применения в различных странах и отличаются. Но наиболее важный вывод экспертов заключается в том, что в наборе показателей ФАС наблюдается существенное преобладание показателей непосредственного, а не конечного результата. «Говоря о показателях конечного результата, следует отметить, что среди КПЭ ведомства отсутствуют какие-либо показатели, отражающие частоту и объем использования экономического анализа в деятельности ФАС России (как элемент обоснованности и целесообразности вмешательства ведомства в те или иные антимонопольные разбирательства), напрямую стимулирующие сотрудников к его проведению», - отмечается в бюллетене. При этом косвенно наличие такого стимула можно усмотреть в показателях частоты отмены  решений ФАС России судами, поскольку они в определенной мере отражают обоснованность решений ведомства и качество аргументации в расследуемых делах по сравнению с качеством аргументации компаний, обжалующих решения ведомства в судах, пишут аналитики.

Представляется, что именно над этим направлением, а именно над выработкой и последующим внедрением в систему оценки эффективности деятельности ФАС России показателя вклада в экономическое развитие следует подумать в ходе совершенствования системы КПЭ ведомства. Такой показатель может включать, например, оценку объема выигрыша потребителей от предотвращения или устранения нарушения антимонопольного законодательства, советуют эксперты.

В начале июня в Аналитическом центре состоялся круглый стол «Экономический анализ в сфере применения антимонопольного законодательства», в ходе которого эксперты обсудили построение системы стимулов к проведению экономического анализа антимонопольным ведомством, рассмотрели требования к проведению такого анализа и направления оптимизации системы ключевых показателей эффективности ведомства.

Подробнее – в бюллетене «Ключевые показатели эффективности деятельности антимонопольного ведомства»

С другими выпусками бюллетеней о развитии конкуренции можно ознакомиться в разделе «Публикации»