Реформировать бюджетную сферу образования поможет единая и целенаправленная финансовая политика

5 июля 2016

Снижения давления на бюджет, повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, рост экономической инициативности и нормативно-подушевое финансирование – в целом тренды развития системы образования соответствуют международным, однако требуют доработки в условиях национальной среды.

За последние 5 лет в ходе реструктуризации значительных изменений не произошло: бюджетный тип учреждений по-прежнему занимает доминирующие позиции, а картина функционирования системы учреждений изменилась незначительно. Количество бюджетных образовательных учреждений сократилось на 26%, однако их доля по-прежнему превышает 50% и не дает существенно измениться общей картине работы системы. «Хотя переход в новый автономный тип учреждений дает большую свободу финансово-хозяйственной деятельности и управления, это пока не стало существенным стимулом для более активной оптимизации сети», - делают вывод эксперты Аналитического центра.

Большинство регионов старается сохранить основную часть учреждений в статусе бюджетных, быстро разочаровавшись в новой предложенной системе. Расширение самостоятельности организаций до внутреннего контроля за эффективностью расходов должно было сместить модель финансирования в сторону целевых субсидий и направить ее на поддержку новых инициативных типов учреждений. На практике же объем субсидий бюджетным учреждениям почти в 6 раз превысил субсидирование и расходы других форм, в том числе, автономной, что, по мнению экспертов, стало очевидным свидетельством «экономической инерционности» образовательных организаций.

В то же время в рамках государственного задания необходимо было сформировать четкий список требований к образовательным услугам, чтобы за счёт роста их качества развить муниципальные и государственный уровни. Однако и здесь регионы не смогли завершить процесс разработки из-за отсутствия необходимого пакета соответствующих документов на федеральном уровне.

Еще одним направлением повышения эффективности бюджетных расходов на образование должен был стать переход к нормативно-подушевому финансированию. Этот подход уже внедряется в России на протяжении ряда лет, однако и здесь не все рубежи взяты и существуют резервы для роста, уверены эксперты.

Ссылаясь на результаты опроса руководителей образовательных учреждений дошкольного, общего и среднего профессионального образования Псковской, Тверской, Воронежской, Свердловской,  Новосибирской областей и Краснодарского края об итогах реализации Федерального закона в сфере образования (его провели специалисты РАНХиГСа), эксперты Аналитического центра отмечают достижение важного этапа реформы: в профессиональной среде сформировалось понимание связи между государственным заданием, образовательной услугой и нормативом финансирования этой услуги. Однако эти первые успехи могут быть нивелированы излишней бюрократизацией, подменой стратегических задач тактическими планами с «дробным» контролем, которые формируют обратный эффект: процесс реформирования бюджетной сети останавливается, к нему возникает недоверие со стороны как самих участников процесса, так и общественности. 

Успешно реформировать бюджетную сферу образования поможет единая и целенаправленная финансовая политика, уверены эксперты.

Подробнее – в бюллетене «Реформа бюджетной политики в образовании (итоги реализации Федерального закона № 83-ФЗ)»

С другими выпусками бюллетеней о сфере образования можно ознакомиться в разделе «Публикации»