В первую очередь нужно улучшить условия проезда в пригородных электричках

29 июня 2016

«Аналитический центр провел онлайн анкетирование пассажиров на тему удовлетворенности услугами пригородных электричек, и полученные результаты будут положены в основу рекомендаций для правительства», - сказала заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева, открывая круглый стол «Пригородные железнодорожные пассажирские перевозки».

Об итогах пилотного опроса пассажиров московской агломерации рассказал эксперт Аналитического центра Алексей Сафронов. «Полученные нами данные должны быть подтверждены на более крупном исследовании, – считает эксперт. – Но определенные выводы можно сделать уже сейчас».

«Удивительно, но большинство пассажиров покупают разовые билеты: около 70% всех опрошенных и 40% среди регулярно ездящих. И это несмотря на рекламные акции по приобретению абонементов, – рассказал Сафронов. – Видимо, пассажиры считают абонементы дорогими, поэтому нужно рассмотреть варианты скидок на них». Есть и опыт Московского метрополитена, где после запуска нового «абонементного меню» цены на разовые билеты значительно возросли.

Из исследования стало ясно, что люди предпочитают покупать билеты в кассах, а не в билетных автоматах. «Люди не доверяют автоматам, так как техника может не сдать деньги при покупке или не выдать билет. При этом многие просто не умеют ими пользоваться», - предположил Сафронов. Но всё же, по его мнению, отказываться от автоматов не стоит. Важно увеличить их количество, повысить надежность и лучше объяснять гражданам, как они работают, считает эксперт.

Удивительно, но большинство пассажиров покупают разовые билеты: около 70% всех опрошенных и 40% среди регулярно ездящих. И это несмотря на рекламные акции по приобретению абонементов

Алексей Сафронов, эксперт Аналитического центра

Что касается стоимости проезда, то опрос показал, что 2/3 пассажиров считают цену проезда адекватной. «Большинство готовы платить за выигрыш в скорости и комфорте экспрессов только на 40% больше цены обычной электрички. Фактически же цены на экспрессы для ближнего Подмосковья оказываются на 60-80% выше. Поэтому сейчас поезда типа «Спутник» и «Ласточка» не пользуются большой популярностью», - отметил эксперт.

Председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты Российской Федерации Антон Цветков рассказал о другой проблеме пригородного сообщения – безбилетниках. «Проехав по Горьковскому направлению, самому сложному в Подмосковье, мы увидели полное отсутствие сотрудников полиции на платформах и в электричках, - сказал эксперт. – У полицейских просто не хватает ресурсов». При этом транспортные компании не экономят на сотрудниках охраны, отметил Цветков. Охранников много, но у них практически нет полномочий, поэтому они не могут навести порядок в пригородных поездах, в особенности разобраться с безбилетниками, уверен эксперт. Необходимо расширить полномочия охранников в пригородных электричках, и инициатором в этом деле должен быть Минтранс, считает Цветков.

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Цветков – «зацеперы», то есть подростки, катающиеся на крышах вагонов. «Сейчас в Москве их около 5 тысяч, и механизма борьбы с ними пока нет»,- сказал эксперт. Сафронов считает, что для таких людей необходимо ужесточить меры наказания вплоть до введения административной и уголовной ответственность.

Президент Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков затронул еще один важный аспект темы оплаты проезда – проблему «зайцев поневоле». Это такие пассажиры, которые хотят купить билет, но по разным причинам не могут этого сделать, пояснил эксперт. Например, в кассе может оказаться длинная очередь, из-за которой пассажир не успевает попасть в нужную ему электричку, или он едет со станции, не оборудованной кассами, и тогда садится в электричку, рассчитывая купить билет у разъездного кассира, но нет гарантии, что он его там встретит. «Для таких пассажиров нужно предусмотреть гарантированную возможность покупки билета в электричке – например, повесив в определенном вагоне автомат по продаже билета, - предложил Янков. - Не нужно отбивать у пассажира желание пользоваться электричками. Всем, кто хочет заплатить за проезд, надо дать возможность это сделать!»

Не нужно отбивать у пассажира желание пользоваться электричками. Всем, кто хочет заплатить за проезд, надо дать возможность это сделать!

Кирилл Янков, президент Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров»

Обсуждая проблемы пригородных пассажирских перевозок, эксперты сошлись во мнении, что в первую очередь нужно улучшить условия проезда в электричках. В дальнейшем планируется продолжить проведение на площадке Аналитического центра круглых столов для налаживания диалога между производителями и потребителями пригородного железнодорожного сообщения.

Программа

Список участников

Читайте также:

20.04.2016 - 2/3 жителей Москвы и области считают стоимость проезда в электричках адекватной

14.10.2015 - Российским железным дорогам нужны клиентоориентированные инновации