Механизмы обеспечения сетевого взаимодействия нужно доработать

24 июня 2016

В Аналитическом центре обсудили вопросы оптимизации организационно-управленческих механизмов в сфере образования, применяемые при реализации моделей сетевого взаимодействия. Эксперты проанализировали отечественные и зарубежные кейсы, выделили проблемы и риски и предложили варианты совершенствования нормативно-правовой базы.

Эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева акцентировала внимание участников на том, что сетевое взаимодействие может проходить как в сфере образования, так и объединять разные сферы деятельности. «Федеральным законом  об образовании рассматривается именно реализация образовательных программ, а это только одна из форм сетевого взаимодействия. Среди типов организационно-управленческих моделей сетевого взаимодействия в образовании после анализа существующей базы мы выделили три основных типа: объединение держателей различного типа ресурсов, интегративный вид и ресурсную площадку», - сказала эксперт.

Среди форм сетевого взаимодействия для системы образования Каракчиева отметила сетевые образовательные программы, сетевые проекты, сетевые экспериментальные аналитические мониторинговые исследования и сетевые структуры в образовании (ассоциации и консорциумы).

Ведущий научный сотрудник РАНХиГС Гульнара Краснова подробно рассказала о совместных образовательных проектах за рубежом. «Сетевые  университеты шагают по планете. Крайне активны в рамках сетевого взаимодействия страны-экспортеры образования, а самыми успешными становятся университеты, созданные на уровне глав правительств – например, Научно-технологический университет в Ханое и Ноттингемский университет в Китае», - считает она. При этом эксперт уточнила, что в Китае все совместные университеты объединились в союз с зарубежными университетами, создав площадку для обсуждения существующих проблем с представителями правительственных структур. «В России до настоящего времени все университеты живут своей жизнью и сталкиваются с одними и теми же проблемами, поэтому и нам нужна такого рода ассоциация, где эти проблемы могут обсуждаться», - уверена Краснова.

Замдекана экономического факультета МГУ им. Ломоносова Ирина Телешова предложила провести реструктуризацию российской системы образования в соответствии с международными классификаторами. По ее мнению, понятие «сетевое взаимодействие» очень емкое, и на текущий момент не охватывает и не покрывает всего, что под ним подразумевается. Эксперт предложила провести систематизацию смыслов, включенных в термин, а затем работать над нормативными и финансовыми вопросами.

Участники дискуссии согласились с тем, что для дальнейшей работы необходимо создать рабочую группу, включив в нее представителей профессиональных объединений и общественных организаций. Также важно пересмотреть отношение к финансированию, кадровому потенциалу и организационно-правовым механизмам, считают специалисты.

Программа

Список участников