Значимость обновленного Панамского канала для доставки нефти и газа преувеличена

10 июня 2016

«Основной смысл Панамского и Суэцкого каналов – это доставка контейнеров из Китая на восточное побережье США», - считает главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев. Выступая в пресс-центре МИА «Россия сегодня», он назвал повышение эффективности контейнерных перевозок наиболее важным результатом обновления Панамского канала, а вот доставка по нему нефти и газа, по его мнению, – важный, но побочный эффект.

Если раньше грузы попадали сначала на западное побережье США и затем прибывали в пункт назначения по железной дороге лишь спустя 3-4 дня, то теперь, благодаря углубленным шлюзам, доставка по маршруту Шанхай – Нью-Йорк может осуществляться напрямую. Однако грузоперевозчики не обязательно будут пользоваться новыми возможностями. После падения цен на нефть значительно подешевел топочный мазут, и суда из Шанхая начали ходить в США мимо ЮАР, что, с одной стороны, удлиняет сроки доставки, но с другой, делает ее дешевле, потому что исключается плата за пользование Суэцким каналом.

Пока строили, ситуация с мировой экономике изменилась, заметил эксперт. Вложенные в открытие обновленного канала средства будут окупаться постепенно, «в стационарном режиме». В последние несколько лет мировой экспорт растет медленнее, чем ВВП, и это, по мнению Григорьева, важнейшее явление в мировой экономике после великой рецессии.

«У США появится геостратегическая возможность доставлять некоторое количество нефти и газа в любую точку мира, включая Азию, довольно быстро через Атлантический океан», - пояснил Григорьев. Однако процесс может стать дорогостоящим: американский газ в Европе не дешевле других источников, а скорее дороже, да и его добыча за последние годы снизилась, и в обозримом будущем США не станут ни чистым экспортером нефти, ни крупным экспортером газа, уверен эксперт.

«Канал, пока его строят,  - это геополитика, деньги, конфликты. А когда его построят, он начинает жить своей жизнью: обрастает поселками, туристами», - считает Григорьев. Эксперт напомнил, что в истории уже существовали каналы, облегчившие доставку грузов и изменившие представления человека о расстоянии – путь «из варяг в греки» и канал Кольбера из Средиземного моря в Атлантику. «Панамский канал – это замечательное произведение технической мысли, но с учетом изменившейся экономической ситуации он не меняет основных коммерческих потоков», - заключил Григорьев.

Видеозапись на сайте Пресс-центра МИА «Россия сегодня».

Фото предоставлены МИА «Россия сегодня».

Читайте также:

02.06.2016 - Китай сменяет стратегии, ставит новые задачи и ищет средства их решения

20.01.2016 - Ситуация на мировом рынке: избыток нефти и защита существующих контрактов