Политика в сфере образования должна реагировать на меняющиеся условия

28 апреля 2016

«Ключевые тренды госполитики в сфере общего образования, закрепленные нормативно-правовой базой и рядом стратегических документов, связаны с обеспечением доступности, повышением качества и формированием единого образовательного пространства, - сообщила эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, выступая на экспертном семинаре «Методы оценки состояния и эффективности системы образования субъектов Российской Федерации». - Будучи чувствительной к социально-экономической нестабильности, государственная образовательная политика трансформируется исходя из этих целей, имеющихся ресурсов и меняющегося общественного запроса».

По мнению Каракчиевой, при анализе развития общего образования за последние годы практически не оценивается такой объект, как система управления развитием, связанная с эффективностью принятия управленческих решений. Отсутствует и система оценки сформированности единого образовательного пространства.

Сегодня на фоне реструктуризации сети общего образования и повышения численности учащихся существует проблема унифицированного подхода при формировании государственной политики в отрасли. Являясь сферой ведения регионального и муниципального управления, общее образование испытывает высокое давление со стороны федеральной системы управления в виде государственных стандартов, итоговой аттестации, повышения квалификации педагогических работников и пр. При этом региональная специфика, муниципальные особенности не находят отражения при формировании госполитики - «планка» устанавливается федеральным уровнем, механизмы управления общие для всех регионов. В этой ситуации оценка строится на определении эффектов (результатов), а не эффективности. По этой причине чаще всего  оценки сводятся к  «рейтингам», зачастую низкого качества, которые имитируют оценку состояния системы общего  образования, при этом полученные результаты используются для «наказания» и «клеймения», констатировала эксперт.

«Россия, являясь крупным конкурентом на рынке образовательных услуг, сделала ставку на тренды, определившие развитие передовых стран мира (Германия, Корея, Сингапур, Финляндия, Китай, Мексика и пр.). Понятно, что система госполитики должна быть гибкой (реагировать на меняющиеся условия), но при этом сохранять преемственность и системность целей, формировать образовательные потребности и иметь обоснованные управленческие решения. Необходим механизм поддержки принятия управленческих решений, который бы учитывал наиболее сильные позиции региона, имеющиеся ресурсы, продвинутые и перспективные тренды», - считает Каракчиева.

Читайте также:

21.04.2016 - Соотношение платного и бесплатного дополнительного образования должно гарантировать устойчивость рынка

30.11.2015 - Участие бизнеса в общественно-гражданском управлении в сфере образования остается низким

23.11.2015 - Как оценить качество образования