Повышение профессионализма учителей зависит от государственной политики

5 апреля 2016

Формирование общенациональной системы профессионального роста учителей возможно только на основе планирования потребностей и определения вызовов, барьеров и перспектив государственной политики, а также с учетом наличия ресурсов, считают эксперты Аналитического центра. Этой теме посвящен очередной бюллетень о сфере образования «Вызовы и перспективы формирования общенациональной системы профессионального роста и развития учителя».

Главным вызовом эксперты называют изменение условий работы учителя: реструктуризация сети школ, переход на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, рост численности учащихся, приходящихся на одного учителя.  В бюллетене особо отмечается, что в рамках формирования общенациональной системы профессионального роста учителей необходима разработка механизмов их мотивации к непрерывному профессиональному росту. По данным социологического исследования, проведенного при подготовке Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, стимулами для качественной и добросовестной работы являются заработная плата и признание коллег, руководства и в целом профессионального сообщества.

С 1970 по 2015 год число общеобразовательных организаций сократилось в 2,24 раза, в том числе за  2015 год на 1,1%, и составило 43,2 тыс. с учетом Республики Крым и Севастополя. Сокращение сети, в частности, происходит в связи с укрупнением школ, а это ставит перед учителем принципиально новые задачи (например, в случае, если к «сильной» школе присоединяют «слабую»). Особое значение приобретает и изменение требований к профессионализму учителей «окраинных» школ крупных городов,  поскольку в них растет численность детей из социально неблагополучных, малообеспеченных семей и семей мигрантов.

Эксперты Аналитического центра полагают, что на выработку государственной политики в данных условиях повлияет и кадровый дефицит по учительскому корпусу: численность учителей  образовательных организаций, реализующих программы общего образования, за период с 2008  по 2015 годы снизилась на 8%.

В бюллетене рассматриваются также мировые тренды в развитии национальных систем профессионального роста и развития учителей, размещен перечень основных мероприятий и  профессиональных праздников, которые состоятся во II квартале 2016 года.

С другими выпусками бюллетеней о состоянии российского образования можно ознакомиться в разделе публикации.